Познавательная игра по экологии. Экологические конкурсы для младших школьников. «Что будет, если …?»

Описание методической разработки

Название: Интеллектуальная игра «Экологическая азбука»

Краткая аннотация. Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, котороепроводится среди учащихся начальных классов школы.

Учебные предметы : окружающий мир, экология.

Уровень образования школьников . Для участия в игре не требуется углубленных знаний по указанным предметам, однако необходим широкий кругозор, знания, полученные на уроках, внеклассных занятиях, экскурсиях, из прочитанной литературы при подготовке к данной тематической неделе.

Форма учебной работы : внеклассная.

Полное описание разработки:

Приобретаемые навыки. В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одного учебного предмета на другой. Повышается эрудиция как участников, так и зрителей.

Особенности роли учителя . Роль учителя заключается в подготовке вопросов интеллектуальной игры и компьютерной презентации по этим вопросам, в подборе участников игры, в подготовке ведущих и учащихся, проводящих паузы между турами. Велика роль учителя в эмоциональном настрое детей на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, дало положительный эмоциональный заряд учащимся.

Технологические особенности. Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер и проектор, компьютерная презентация - интеллектуальная игра «Экологическая азбука», вопросы игры с ответами для ведущего, призы, дипломы за I, II , III места.

Организация работы

Организация подготовки к игре :

    Необходимо подготовить по 4 вопроса по каждому разделу: «Экология дома», «Экология нашего города», «Экология леса», «Птицы-экологи», «Красная книга», «Чёрная книга природы», «Заповедные зоны». За каждый правильный ответ игроки получают 5 баллов, вопросы для зрителей.

    Внести составленные вопросы в компьютерную презентацию.

    Участники игры выбираются заранее по желанию. Всего 8 игроков (по 2 ученика от класса).

    Для проведения игры необходимо 2 ведущих, один из которых управляет компьютерной презентацией, другой задает вопросы, жюри - 4 человека для подсчета баллов игроков (ими могут быть учителя старшей школы естественно-географического цикла либо классные руководители 4-х классов), 4 человека задействованы для проведения пауз между турами игры.

Цели игры :

обобщение и закрепление знаний учащихся по экологии.

Задачи игры :

1)Образовательные:

сформировать у учащихся знаний по экологии, о теоретическом и практическом значении экологических знаний для человека;

2) Воспитательные:

Прививать интерес к науке – экологии и желание изучать ее закономерности в дальнейшем

Воспитание культуры общения;

Воспитание культуры правильного поведения в природе;

3) Развивающие:

Развитие мышления,

Памяти, внимательности;

Развитие познавательного интереса.

Ход игры

1. Начало игры.

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые!

Сегодня мы проводим интеллектуальную игру «Экологическая азбука».

Цель игры – обобщение и закрепление знаний учащихся по экологии. Сегодня мы проверим ваши знания по экологии. Игра проходит среди учащихся 4-х классов. Победители будут награждены дипломами и призами.

Зрители тоже не останутся без внимания. В ходе игры вам будут задавать вопросы, правильно ответив на который, вы получаете жетон. Зритель, набравший большее количество жетонов, будет объявлен как лучший знаток экологии среди зрителей.

Внимание! Объявляю участников игры! (Представить всех игроков).

Правила игры .

В ходе игры участник выбирает раздел (это «Экология дома», «Экология нашего города», «Экология леса», «Птицы-экологи», «Растения – экологи», «Красная книга», «Чёрная книга природы», «Заповедные зоны») и номер вопроса: 1, 2, 3 или 4. За каждый правильный ответ, игрок получает 5 очков. Игрок выбирает раздел игры, номер вопроса и отвечает на него. Если игрок затрудняется ответить, право ответа передаётся тому игроку, который первым поднимет сигнал. При правильном ответе количество баллов игрока увеличивается. Отвечать надо быстро, можно аргументировать, пояснять свой ответ.

В ходе отборочных туров в каждом классе были отобраны 2 знатока экологии. Давайте поприветствуем их!

И через некоторое время мы узнаем, кто из них лучший.

Начинаем игру!

Первый вопрос зрителям.

Что такое экология?

Правильный ответ:

Экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом, с окружающей средой. Образовано от 2-х греческих слов «ойкос» - дом, жилище и «логос» - наука. Дословно – наука о местообитании.

Все вопросы в ходе игры будут посвящены науке – экологии.

В результате жеребьёвки первым начинает игрок___________.

Вопросы раздела «Экология твоего дома»

    Назовите главные источники очищения воздуха в доме.

Правильный ответ: Главным источником очищения воздуха являются комнатные цветы.

Правильный ответ:

    Выключать компьютер, телевизор и другие бытовые приборы, когда они не используются, тем самым уменьшится расход электроэнергии, и затраты топлива (а следовательно и количество вредных выбросов).

    Закрывать краны на кухне и в ванной, - не дать воде течь впустую.

    Не использовать одноразовую посуду и упаковки. Они делаются из бумаги или пластика, таким образом, сократится вырубка лесов и потребление нефти.

Правильный ответ:

    делать влажную уборку помещения не реже 2-х раз в неделю;

    избежать использование паласов и ковров;

    не курить в квартире, дома;

    определить запретные зоны для домашних животных;

    книги или газеты должны находиться в застеклённых шкафах;

    проветривать помещение каждый день.

    Назовите бытовой прибор, который оказывает большой вред здоровью человека и экологии дома открытым сжиганием газа в квартире? Как предотвратить этот вред?

Правильный ответ:

Газовая плита. С целью очистки воздуха применяют на кухнях воздухоочистители, вытяжки приборы для увлажнения и других видов обработки воздуха.

Вопросы раздела «Экология нашего города»

    «Мусорная» проблема уже не первый год остро стоит в Архангельске.

Правильный ответ:

    Строительство мусороперерабатывающего предприятия.

    Использование экологических пакетов, перерабатываемых бутылок.

    Приобщение населения к сортировке мусора.

    Количество выбросов в атмосферу предприятиями Архангельска, загрязняющих веществ, превышают нормы.

Предложите свои пути решения данной проблемы.

    К чему приводят ежедневные канализационные стоки из домов в реку? Как можно избежать данную проблему?

Правильный ответ:

установить современные фильтры отчистки воды.

    Одним из основных источников загрязнения воздуха в городе выступает автомобильный транспорт.

Предложите свои пути решения данной проблемы.

    Переход на экологический вид топлива.

    Если возможно, воздержаться от поездки на автомобилях.

Вопросы раздела «Экология леса»

Вопрос для зрителей:

Объясните выражение «Лес- фильтр»

Правильный ответ:

Лес - настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества - фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы.

Лес - это "кислородный цех", "легкие планеты". Каждый листок, каждая травинка выделяет кислород.

В данном разделе мы повторим, как надо себя вести в лесу, чтобы сохранить лесную экосистему.

    Почему нельзя шуметь и слушать громкую музыку в лесу?

Правильный ответ:

Дело в том, что из-за громкого шума потревоженные звери и птицы могут покидать свои места, оставляя своих детенышей одних. Те, в свою очередь, тоже могут разбежаться по сторонам, оставшись без родительской поддержки. В таком случае они зачастую гибнут.

    Почему необходимо воздержаться от разведения костров в лесу?

Правильный ответ:

Разведение костров в лесу может привести к пожару, в результате чего погибнут не только деревья, но и животные, приспособленные к жизни в данной среде.

    Почему нельзя топтать мухоморы?

Правильный ответ:

К чему приведёт разорение муравейников?

Правильный ответ:

Муравьи уничтожают личинок листогрызущих насекомых - преимущественно гусениц бабочек и личинок пилильщиков, которые губят деревья.

Поэтому разорение муравейников приведет к гибели лиственных деревьев в лесу.

Вопросы раздела «Птицы - экологи»

    Почему птиц можно называть экологами?

Правильный ответ:

    Распространяют семена растений.

    Ограничивают рост растений.

    Уничтожают вредных насекомых.

    Санитары леса.

    Опылители растений.

    Уничтожают вредителей сельского хозяйства.

    Угадайте птицу.

Она съедает за ночь 7-8 мышей. Только одна семья таких птиц уничтожает за год 10тысяч мышей и полёвок и этим спасает 10 тонн зерна.

Правильный ответ:Сова

    Угадайте птицу.

Я, древесная птица, живу в лесах. С помощью клюва-долота добываю из-под коры деревьев вредителей и поедаю их в большом количестве. За зимний день поедаю 150 жуков-короедов.

Правильный ответ: Дятел

    Какую экологическую роль в природе играет воробей?

Правильный ответ:

Воробьи уничтожают личинок опасного вредителя садов жука-долгоносика.

Вопросы раздела «Растения - экологи»

    Какую роль в экологии играют папоротники?

Правильный ответ:

Папоротники - растения-экологи. Каждый папоротник устраняет из атмосферы дома вредные для человека пары (формальдегида, ксилола и толуола).
Он благотворно воздействует на нервную систему, легкие, бронхи, а также на кисти рук.

    Назовите роль сосны в природе.

Правильный ответ:

Вдоль железных дорог сосны задерживают снег, на берегах водоёмов и в пустынях - движущиеся пески. Сосны – хранители вод: под их сенью не мелеют реки.

    В чём заключается экологическая роль водорослей в природе?

    Водоросли - компонент процесса биологической очистки сточных вод. Если любые из них поместить в реку или в любую другую воду, то в скором времени она станет чистейшей.

    Они выделяют в атмосферу кислород.

    Являются основной пищей для многих морских животных.

    В прибрежных районах водоросли идут на удобрения и корм скоту

    К чему приведёт вымирание растений на планете Земля?

Правильный ответ:

Погибнет всё живое на Земле: рыбы, животные, птицы, насекомые и, возможно, человек.

Вопросы раздела «Красная книга»

    Что такое Красная книга?

Правильный ответ:

Красная книга - это официальным документ, содержащий сведения о редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и других организмов.

    Что символизирует красный цвет книги?

Правильный ответ:

Это сигнал опасности, тревоги.

    Эти виды животных встречаются в достаточном количестве для выживания,

но их численность очень быстро сокращается. Определите, о каком животном идёт речь.
Кто живёт у холодной воды?
Красная книга его охраняет,
Дом его там, где господствуют льды,
Клыки иногда при движенье – подмога,
Тело тяжёлое ласты несут.
Когда лёд оттает хотя бы не много,
Они из воды к берегам подплывут,
И на холодном песке отдыхают.
На лежбище слабых растят малышей.
Моллюсков морских из песка накапают
И рыбы наловят – вот корм для детей.

Правильный ответ: Морж.

    Назовите не менее 5 видов растений и животных, занесённых в Красную книгу Архангельской области?

Вопрос для зрителей: Назовите, какие ещё животные и растения, занесены в Красную книгу Архангельской области.

Вопросы раздела «Чёрная книга природы»

    Что такое Чёрная книга природы?

Правильный ответ:

В этой книге описываются животные и растения, которые навсегда исчезли с лица Земли за время существования цивилизованного человечества. В исчезновении большинства видов непосредственно виноват человек.

    Назовите вымершее животное.

Их видели своими глазами древние люди, они же в большинстве случаев и приложили руку к их скорейшему вымиранию.

Правильный ответ: Мамонты

    Назовите вымершее животное.

Эти последние животные исчезли в Северной Америке 8-10 тысяч лет назад, а в Евразии и Африке - еще раньше. Причины вымирания этих опасных хищников окончательно не ясны, но три версии очевидны: жесткая конкуренция с настоящими кошками (лев, тигр, ягуар и пр.), климатические изменения и прессинг со стороны человека.

    Назовите вымершую птицу.

Огромная (ростом около 1 м, вес - 8-9 кг), плохо летающая сова с острова Куба. Вымерла 10-8 тыс. лет назад.

Правильный ответ: Орнимегалоникс

Вопросы раздела «Заповедные зоны»

Вопрос для зрителей:

    Для чего создаются заповедники, заказники?

Правильный ответ: Заповедники создаются для сохранения и восстановления редчайших животных, растений, неповторимых ландшафтов природы.

    Расскажите о животном и растительном мире Пинежского заповедника.

Правильный ответ:

Животный мир типично таежный.

Из млекопитающих обитают в Пинежском заповедника белка, бурундук, бурый медведь, рысь, росомаха, лесная куница, выдра, лось.

В заповеднике очень много рябчиков, глухарей. Встречаются ястреб-тетеревятник, мохноногий сыч, дятлы (трехпалый и черный), вальдшнеп, вяхирь.

На реке Сотке обитает оляпка (обитатель горных водоемов), по ее скалистым берегам гнездятся вороны и канюки. В среднем течении реки Сотки и в ее притоках расположены нерестилища семги, сига и хариуса, обычны щука, окунь, гольян.

Из пресмыкающихся встречаются живородящая ящерица и гадюка, из земноводных - травяная лягушка.

Вопросы для зрителей:

Расскажите о растительном мире Пинежского заповедника.

Какие растения, растущие в Пинежском заповеднике, занесены в Красную книгу

    Расскажите о Водлозерском национальном парке.

Правильный ответ:

    На территории Парка сохранён крупнейший в Европе массив коренных лесов европейской тайги. Господствуют темнохвойные ельники и светлые сосняки, встречаются гигантские сибирские лиственницы.

    Леса населены многочисленными таежными обитателями – есть бурый медведь, рысь, росомаха, куница, барсук, выдра лисица, лось и северный олень.

    Особую ценность представляет крупная гнездовая группировка редких хищных птиц: орлана - белохвоста, скопы, беркута.

    Бассейн оз. Водлозеро и р. Илекса – это ключевая орнитологическая территория России.

    Назовите, какие вы знаете национальные парки, заповедники и другие заповедные зоны. В чём их уникальность?

3. Подведение итогов.

Слово жюри.

Вот они – победители! Он проявили знания, находчивость, смекалку в нашей игре.

Поздравляем!

Огромное спасибо участникам игры, всем, кто помогал проводить игру, учителям и зрителям, активно поддерживающим своих игроков. Наша игра прошла весело, интересно.

Скажите, пожалуйста, какую цель игры мы ставили перед собой?

Удалось нам её решить?

Что повторили в ходе игры?

Используемая литература:

    Васильева Т.В. Формы экологического образования в школе -Архангельск: Издательство Поморского университета, 1994г. 74с.

    Ермолин В. Б. Охраняемые природные территории Европейского Севера России. – Архангельск, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2001.- 83с..: ил.

    Зелёный мир: Методическое пособие в помощь школьным экологическим объединениям./ Сост. Рябова М.Г., Пурпурова Л.В., Нагорнова Н.В. – Волгоград: Издательство «Волгоградское ООП», 1994. – 56с.

    Красная книга Архангельской области. Редкие и охраняемые виды растений и животных. – Архангельск, 1995.- 16с.

    Мальханова Л.П., Миронова Е.А.. Путешествие с волшебницей природой - Архангельск, 1997г. – 146с.

    Федотова А.М. Экологическое воспитание школьников.- Пермь, 1992.- 82с.

Интернет-ресурсы:

1) http :// pics . livejournal . com / confessionlove / pic /00004 sdq

2) http :// www . studsupport . ru / index . php ? option = com _ content & view = article & id =957:2011-10-16-20-21-55& catid =61: doklad & Itemid =307

3) http :// img . rl 0. ru /4390135822 d 1623 b 5 c 1 acec 15601493 d /200 x 200/ wciom . ru / uploads / pics / EHkologija 2. jpg

Татьяна Иванищева
Интеллектуально-экологическая игра «Знатоки природы»

Интеллектуально-экологическая игра

«Знатоки природы »

Задачи :

Образовательная область «Познание»

Систематизировать и обобщить представления о живой природе ;

Формировать познавательный интерес к жизни растений и животных;

Образовательная область «Коммуникация»

Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;

Совершенствовать память, внимание, словесно-логическое мышление;

Образовательная область «Социализация»

Воспитывать умение выслушивать других детей;

Развивать интерес к различным представителям животного и растительного мира, живущих на планете Земля;

Образовательная область «Физическая культура»

Формировать потребность в двигательной деятельности;

Образовательная область «Безопасность»

Воспитывать доброту, чувства сопереживания и сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает, умение вести себя в природе ;

Образовательная область «Здоровье»

Обеспечить оптимальную двигательную активность детей.

Образовательная область «Музыка»

Развивать навыки танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание;

Развивать навыки восприятия звуков.

Материал : Шарик гелиевый зеленого цвета, текст телеграммы, волчок со стрелкой, 2 стола, стулья для участников команды, конверты с заданиями, экологические знаки, 2 шара (красного и жёлтого, 2 фишки, табло, CD проигрыватель, запись голосов птиц : совы, сороки, кукушки, дятла. Записи звуков насекомых : пчела, комар, кузнечик, шмель, веселая музыка на усмотрение педагога, лёд, слайды.

Предварительная работа : НОД по знакомству детей с природой ; чтение художественной литературы природоведческой направленности ; знакомство с энциклопедией о животных и растениях, рассматривание иллюстраций о природе ; придумывание загадок о животных и растениях; разговор с детьми о телевизионной викторине «Что? Где? Когда?» , о ее правилах. Накануне разделить детей (с учетом их желания) на две команды, выбрать капитанов, придумать названия команд.

Правила игры. На центральном столе, разделенном на сектора, установлен волчок со стрелкой. Конверты с заданиями выложены по кругу стола. Участники игры по очереди крутят волчок, стрелка которого укажет конверт с вопросом. На решение задания отводится одна минута. Сигнал к началу размышления дается гонгом. За каждый правильный ответ знатоки получают определенное количество баллов от 1 до 3. (В зависимости от сложности вопроса.)

Ход игры:

Перед залом лежат на полу следы зверей (желтого и красного цветов, появляется шарик с телеграммой.

Текст телеграммы :

Здравствуйте, дорогие ребята! К вам обращается Лесовичок. Я решил издать «Книгу-энциклопедию познаний животного и растительного мира» нашей Земли. Мо друзья – лесные жители хотели отправить мне письма с вопросами, но вдруг налетел ветер и разнёс их в неизвестном направлении. Помогите мне их найти и ответить на вопросы. Ваши знания помогут мне в её составлении.

Ведущий : Поможем Лесовичку и его друзьям?

Дети : Да, поможем.

Ведущий : Тогда послушайте загадку :

За тобою он плетётся,

Хоть на месте остаётся. (след)

Ведущий : Ой, ребята, посмотрите, в зал ведут какие-то следы. Может быть это и есть подсказка Лесовичка. (включается песня «По следам любого» из мультфильма «Маша и медведь» ).

(Дети усаживаются за столы) .

Ведущий : На столе лежат какие-то письма, давайте взглянем, что это за письма? (Детям предлагается перевернуть конверты и посмотреть от кого и кому они написаны).

Ведущий : Значит, мы нашли эти письма, и нам остаётся выполнить вторую просьбу Лесовичка – ответить на вопросы лесных жителей.

Ну, что ребята, поможем?

Дети : Поможем.

Ведущий : Обратите внимание, перед нами какая-то вывеска. (Детям предлагается прочитать вывеску : «Клуб знатоков природы «Что? Где? Когда?» )

Помощник ведущего : Да, действительно, вы попали в клуб знатоков .

У нас в клубе знатоков свои правила . Команды по очереди вертят волчок, стрелка которого укажет на письмо с вопросом. На обдумывание дается определенное время, после удара гонга даете ответ.

У каждой команды есть свой капитан. А у вас есть капитаны? Обернитесь назад и посмотрите на спинки стульев. Если есть картинка, то тут сидит капитан.

Вы можете стать победителями игры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» Для этого мы предлагаем вам вспомнить все то, что вы знаете о жизни растений, птиц, насекомых и зверей. Спешите выиграть !

Ведущий : А сейчас мы предлагаем капитанам вытянуть жребий, кто первый начнёт игру (вытягивают фишки, одну с номером и вторую без номера.

Ведущий : И сейчас мы проводим разминку, которая представляет собой блицопрос. За одну минуту нужно ответить на как можно большее число вопросов. О начале и окончании конкурса извещает звуковой сигнал.

Вопросы для команды «Солнышко» .

Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)

Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)

Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это? (Насекомые.)

Ворона, скворец, воробей, ласточка - кто это? (Птицы.)

У какого дерева белый ствол? (У березы.)

Как называется дом муравьев? (Муравейник.)

Как назвать детеныша коровы? (Теленок.)

Сколько ног у жука? (Шесть.)

Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)

Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)

У какого зверя есть иголки? (у ежа.)

Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук.)

Лев - дикое или домашнее животное? (Дикое.)

Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца.) ^

Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.)

Вопросы для команды «Радуга» .

На каком дереве растут желуди? (На дубе.)

Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми.)

Карась, щука, сом, окунь – это. (рыбы

У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы.)

Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок.)

Какая птица лечит деревья? (Дятел.)

Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)

Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)

Кто в лесу плетет паутину? (Паук.)

У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (У божьей коровки.)

Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)

Чем питается бабочка? (Нектаром.)

Собака - дикое или домашнее животное? (Домашнее.)

Что такое зеленый покров Земли? (Трава.)

Итак, крутим волчок. (конверты выпадают в любом порядке в зависимости где остановится стрелка волчка)

Крутим волчок.

Ведущий : Нам выпал вопрос от Мудрой Совы.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Узнай птичку по голосу» .

(по два вопроса для каждой команды : голоса птиц : сороки, кукушки, дятла и

На экране - слайды птиц.

Конверт № 2 от Дядюшки – Ау : «Загадочный лес»

Вопрос для команды «Солнышко» .

1. Кто может пить ногой? (лягушка)

Вопрос для команды «Радуга» .

1. Кто бежит, выставляя задние лапы вперед? (заяц)

(Помощник ведущего объявляет результаты 2 туров)

Помощник ведущего проводит конкурс капитанов.

Помощник ведущего : Я буду называть свои действия, а вы составлять схемы. Если я буду поступать хорошо, вы ставите зелёную фишку, а если плохо – то красную. Слушайте внимательно :

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок не пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу. Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу , я ей помогаю? (да)

Помощник ведущего : Молодцы. Все вы знаете, что лес не только для нашей забавы. Он богатство нашей страны. Все деревья, ягоды, кусты, выросли нам на пользу. Берегите Лес ребята, он наша радость.

Конверт № 3 от пчелки Майи : «Растения наши друзья»

Вопрос для команды «Солнышко» .

1. Трава которую и слепой знает. (крапива)

Вопрос для команды «Радуга» .

1. Что нужно для того чтобы растения выросли красивыми, душистыми, ароматными? (земля, вода, воздух, тепло, забота людей)

Музыкальная разминка : «Солнышко лучистое!»

Конверт № 4 от кузнечика Кузи : «Знакомые и незнакомые насекомые» .

Игра «Угадай по звуку» .

(На мониторе появляются картинки насекомых : пчелы, комара, кузнечика, шмеля)

Молодцы, хорошо справились и с этим заданием. Крутим волчок.

Конверт № 5 «Черный ящик»

Внимание черный ящик!

Загадка : «В огне не горит и в воде не тонет. (ответ : лед) или Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, он от матери рожден, сам ее рождает. (ответ : лед) »

1 минута на обсуждение.

Внимание, правильный ответ : «В черном ящике находится лед» .

Конверт № 6 «Видео вопрос – ситуации» (на экране появляются поочередно видеоролики, где животные : лиса, заяц, задают вопрос – ситуацию)

(Дети одеты в костюмы животных) .

Конкурс «Как вести себя в природе » .

Ситуация для команды «Солнышко»

Лиса : Вчера я видела такую ситуацию :

«Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.

Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

А в нем яичко.

Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

Мы будем заботиться о нем!

Девочки взяли яичко с собой».

Ведущий : Правильно ли девочки поступили?

Дети : Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

Ситуация для команды «Радуга»

Заяц : Я наблюдал такую ситуацию :

«После дождя дети пошли гулять во двор.

Посмотри, сколько червяков!

Давай соберем их и девчонок испугаем!

Пойдем посмотрим, где девчонки!

Оставляют банку с червями закрытой».

Ведущий : Правильно ли поступили ребята?

Дети : Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе . Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.

(Помощник ведущего объявляет общий итог)

Видеоролик от Лесовичка : Какие вы молодцы, как много вы знаете о природе нашей планеты Земля . Сегодня вы помогли пополнить мою энциклопедию своими знаниями, и теперь я уверен, что вы будете любить, беречь и охранять нашу природу .

Ведущий : А ещё, Лесовичок, мы хотим тебе подарить танец.

Музыкальная пауза.

Танец : «Живет повсюду красота!»

(Вручение медалек) .

Список используемой литературы :

1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2 2012год

2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 2011год

3. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» издательство Детство Пресс 2008 год

Ольга Бондарева

Программное содержание :

Закрепить знания детей о лесе, как сообществе растений и животных , проживающих на одной территории; об особенностях жизни обитателях леса в зимних условиях.

Активизировать словарный запас по теме «Дикие животные » , их жилища.

Упражнять в умении различать деревья нашего края по веткам, коре, плодам, узнавать животных по их внешнему виду (изображению)

Закреплять умение делить слова на слоги, образовывать притяжательные прилагательные.

Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.

Развивать речеслуховое внимание, ручную и общую моторику, координацию движений, подражательность, продолжать учить выполнять действия по словесной инструкции;

Развивать эмоциональную сферу детей, эмпатию, мимическую выразительность

Воспитывать познавательный интерес , чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

Воспитывать любовь к родной природе.

Материал и оборудование :

Набор веток и кусочков коры деревьев; еловые, сосновые, кедровые шишки; слоговые домики, картинки с изображением животных для слогового анализа; карточки- схемы «Пищевые цепочки» , картинки для составления цепей питания; картинки обитателей леса для составления предложений по теме «Кому нужны деревья в лесу» ; шапочки животных для подвижной игры , мольберты, фишки.

Предварительная работа :

Беседа «Как зимуют дикие звери» ; чтение Г. Сладков «Суд над декабрем» , «Курорт «Сосулька» и др. ; Д/и «Чудесные домики» ; нод «Что кому по вкусу» .

1)Ведущая : Дети, вы любите играть ? Тогда я вам предлагаю игру – соревнование – это КВН. А что это за игра ? Конечно КВН – это соревнование между командами, где побеждают самые умные, смелые и находчивые. Сегодня мы узнаем, хорошо ли вы знаете природу родного края, ее обитателей, ведь вы настоящие друзья природы. Но чтобы узнать победителей, нужно чтобы кто-то нас судил. Я подумала и решила, чтобы нас судил доктор Айболит. А знаете почему? (Ответы) конечно, он добрый, знает много птиц и зверей, он их лечит и поэтому очки просто так никому присуждать не станет. Давайте ему позвоним. Какой номер нужно набрать? Ведущая звонит, обыгрывает.

Доктор : Здравствуйте дети, что случилось? С удовольствием буду участвовать в вашем замечательном соревновании и надеюсь, что вы ребята покажете отличные знания и одержите победу.

Дети : Мы веселые ребята

И не любим мы скучать

С удовольствием сегодня

Будем в КВН играть .

Ведущая : Итак, мы начинаем. Команды у нас уже готовы. Прошу занять свои места. А как же называются ваши команды? Представьтесь. Поприветствуйте друг друга.

а) представление – приветствие : ЗАЙЧАТА

б) представление – приветствие : БЕЛЬЧАТА

2) Ведущая : Теперь мы знаем, что команды называются Зайчата и Бельчата! Чтобы участники обеих команд показали свои знания и умения достойно нужно им размяться.

Игра ДОСКАЗАЛКИ

3) Ведущая : Я вижу, что команды размялись, настроение у всех замечательное, и я думаю, что теперь можно приступать к выполнению первого задания, которое называется : «Загадай загадку – скажи отгадку» .

1й конкурс : Загадки (команды загадывают друг другу загадки, предварительно установив очередность при помощи жребия).

Слово жюри : Мне очень понравились обе команды и поэтому и Зайчата и Бельчата получают свою первую награду (по 1 грибку и по 1 шишке)

4) Ведущая : Прежде чем перейти к следующему заданию я прошу всех ребят ответить на вопрос : Без чего не бывает леса? (без деревьев) .А умеем ли мы узнавать деревья в зимнем лесу?

Каждая команда сейчас получит черный ящик, внутри которого находится кусочек коры какого-то дерева, нужно узнать что это за дерево и рассказать о нем.

2й конкурс : «Узнай дерево по коре» . Дети называют дерево и поочередно говорят слова-признаки.

5) Ведущая : А сейчас посмотрим на эту полянку, на ней выросли деревья. Вы их узнали? (кедр, сосна, ель, лиственница) . Чем оно похожи? Но у них есть и различия, например семена – шишки, они все разные. Вопрос командам : на какой ветке выросли эти детки? Вы должны подарить каждому дереву свою шишку.

3й конкурс : «Чьи детки?» - дети по 2 участника от команды по сигналу берут шишку и кладут возле своего дерева.

6) Ведущая : Пока жюри подводит итог за последние 2 конкурса, мы с вами поиграем (и зрители тоже) и узнаем, хорошо ли вы знаете деревья, растущие в нашем крае.

Игра «Топай – хлопай» . Ведущая называет разные деревья, дети хлопают, если дерево растет в Забайкальском крае, топают если не растет.

Жюри подводит итоги за 2й и 3й конкурсы.

7) Ведущая : Дети, мы с вами назвали много деревьев, которые растут в нашем лесу. Это его главные жители. Не было бы деревьев, не было бы и леса. А еще кто-нибудь в лесу живет? Конечно, лес – это дом для зверей. Сейчас мы узнаем, почему именно в лесу поселились эти животные (показывает на мольберты) .

Следующий наш конкурс так и называется : «Кому нужны деревья в лесу?»

4й конкурс : «Кому нужны деревья в лесу» (зачем животным нужны деревья в лесу) . Дети поочередно подходят к мольбертам, берут картинки, называют животных и составляют предложения.

Белка строит гнездо в дупле дерева.

Дятел из под коры добывает насекомых.

Птицы на деревьях строят гнезда, находят пищу.

Кабан – ест желуди с дуба, устраивает домик под елкой.

Медведь питается плодами и ягодами, устраивает берлогу под деревом.

Заяц зимой питается корой деревьев.

Лоси питаются листьями, чешут рога.

Насекомые едят листья, древесину.

Муравьи строят муравейники.

8) Ведущая : Молодцы! Много животных назвали , а показать сможете?

Физкультминутка : Дети имитируют движения животных .

Погуляли звери и вернулись к себе в дом, а дома то не обычные, а слоговые. 5й конкурс : «Посели животных » .


Итак, слушайте задание : Нужно поселить животное в домик , соответствующий количеству слогов в названии. Нам потребуется по 3 участника от каждой команды. Будьте внимательны, на этой полянке (столе, обруче) много разных животных . Будем заселять домик сверху вниз (объяснить правила) .

Дети выполняют задания по типу эстафеты.

После выполнения задания проверяем правильность выполнения.

Ведущая : Пусть жюри подсчитает очки за последние 2 конкурса, а мы с вами поиграем , а заодно и повторим названия разных животных .

Пальчиковая игра : «Чей дом?»

Слово жюри

9) Ведущая : Отдохнули животные в своих домиках и отправились еду добывать. А вы знаете, кто чем питается? А вот сейчас и проверим. У меня есть вот такие таблички, похожие на цепочки. Нужно положить в колечко изображение пищи или животного так , чтобы получилась пищевая цепочка. (Одни животные питаются растительной пищей – травоядные, другие – добывают себе пищу охотой – хищники).

Приглашаю от каждой группы по 2 участника.

6й конкурс «Пищевые цепочки» (после выполнения задания дети комментируют результат) .

Мы узнали, что животные едят разную пищу .

Ведущая : Ребята, есть животные , которые едят растения их, называют травоядные. А есть, которые охотятся на других зверей – это хищники.

Пока жюри подсчитывают очки, мы поиграем в игру «Хищники и травоядные» .

Подвижная игра : Дети одевают шапочки различных животных (волка, зайца, лисы, белки, тигра , лося, куницы, ежа) . По сигналу ведущей «травоядные» выходят дети в шапочках одной группы животных и свободно двигаются по залу. По сигналу ведущей «Хищники» выходят дети второй группы животных (охотятся, дети первой группы приседают (прячутся) . Ведущая : Ребята, как вы думаете, нужны ли в лесу хищники? Ведь они обижают маленьких зверят. Конечно, все нужны в лесу.

Слово жюри.

10) Ведущая : Как потрудились команды, мы уже видели, а теперь подошло время для конкурса капитанов.

7й конкурс «Конкурс капитанов»

Задание первое : «Ответь на вопрос»

а) Почему заяц не умеет ходить?

б) Почему зайца называют косым?

в) Откуда произошло название медведь?

г) Как охотиться лиса за мышами?

Задание второе : «Назови детенышей»

Задание третье : Капитаны замечательно справились со своим заданием, но на этом их испытания не закончились. Ведь вы знаете, что от капитана многое зависит, особенно если он со своей командой отправляется в лес. Прежде всего, капитан должен знать правила поведения в лесу. Пусть они их назовут. А команды им помогут.

11)Ведущая : Пока жюри подсчитывают количество очков за конкурс капитанов, и общие баллы за соревнования мы с вами поиграем .

«Чья команда знает больше скороговорок»

12) Слово жюри : Ребята, вы сегодня умники и умницы, так много знаете о природе и животных нашего края , умеете красиво говорить, составлять предложения, но давайте посмотрим, кто же выиграл в нашей игре . Нужно подсчитать количество баллов и назвать победителя.

Вручаем дипломы.

Доктор : Но не это главное, главное, что вы очень добрые, любите природу, бережете ее и никогда не причиняете ей вреда, не обидите зверят и даже маленьких букашек. Растите дети большими и добрыми, любите и берегите природу, Землю, на которой мы живем и она вернет вам заботу о себе хорошим здоровьем, щедрым урожаем, веселым пением птиц, красотой царства природы.

КВН закончен, до свидания,

Всем хочу сказать на прощание

Нас так много живет на Земле

И о природе – одной – позаботиться можем вполне!

До свидания старый лес ,

Полный сказок и чудес.

По тропинке мы гуляли

И животных повстречали

Подружились с ними мы,

Игровые занятия по экологии, содержанием которых являются игры-конкурсы

Игры-конкурсы, игры-состязания основаны на ярко проявляющейся особенности младшего школьника — желании постоянно сравнивать себя с другими, соперничать, которое заложено в детской природе.

Игры-конкурсы, как видно из названия, построены на соревновательности, состязательности в области познания природы и природных явлений. Они требуют от ребят проявления смекалки, разносторонних знаний в области природы. По своему характеру — это интеллектуальные состязания по различным направлениям в области экологического образования и воспитания: знания о природе, способы деятельности в природе, культура поведения в природе, охрана природы. В них всегда есть победители и проигравшие. Но выигрыш или проигрыш стимулируют познавательную активность ребенка, желание читать и узнавать новое, расширять круг чтения.

Успех игровых занятий, содержащих игры-конкурсы, зависит от:

Интересных и занимательных вопросов;

Четкой, простой, наглядной системы оценок и их фиксации;

Равных по силам команд;

Широкого кругозора ведущего;

Системы награждения победителей.

Не стоит забывать, что игровое занятие по экологии, содержанием которого являются игры-конкурсы или игры-состязания — это не урок, и поэтому во время их проведения возможны и шум, и смех, и активное передвижение детей. Надо учесть, что младшие школьники, как правило, не умеют работать в группах. Их надо учить совместной умственной работе; если этого не делать, то в познавательных конкурсах будут участвовать только эрудированные дети, а другим станет неинтересно, игра не даст воспитательного результата. Победителей в игре можно награждать и призами: книгами, игрушками, играми и т. д. Вполне подойдут и самодельные медали.

Игра-конкурс «Природа и мы»

Задачи: расширение знаний ребенка о природе и природных явлениях; формирование навыков коллективной работы.

I тур (Отборочный)

Проводится для всего класса. Кто первым ответит правильно на вопросы учителя, получает жетон. Три игрока становятся участниками 2-го, 3-го, 4-го туров. Вопросы для участников — одинаковые. Кто дал ответ точнее и правильнее, тот становится победителем.

1. Чьи это слова: «Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»? (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой.)

2. Какого из этих видов дождя не бывает? (Грибной, слепой, скорый.)

3. Кто из этих животных не живет в тайге? (Волк, жираф, лиса.)

4. Какие из этих птиц занесены в Красную книгу? (Утка-мандаринка, сокол, воробей.)

II Тур

1. Какой из этих грибов ядовитый? (Белый гриб, дождевик грушевидный, белый навозник.)

2. Какое из этих растений является лекарственным? (Крапива, колокольчик, синий василек.)

3. Кого называют королем грызунов? (Суслик, бобер, хомяк.)

4. Все ли названные деревья лиственные? (Сосна, клен, береза).

III Тур

1. Кого называют глазастым охотником? (Варан, стрекоза, лягушка.)

2. Кого на свете больше всех? (Насекомые, растения, животные.)

3. Какого жука называют опасным преступником? (Майский жук, колорадский жук, жук-олень.)

4. Какая из бабочек появляется ранней весной первой? (Крапивница, переливница, адмирал.)

IV Тур

1. Какие из этих насекомых полезные? (Божья коровка, пчела, долгоносик.)

2. Какие из этих животных вымерли? (Птица моа, птица дроит, зебра, квагча.)

3. Какое из животных живет в пустыне? (Верблюд, тигр, волк.)

4. Назовите перелетных птиц. (Кукушка, ласточка, стриж.)

Вопросы для зрителей

Кит и дельфин — это рыбы? (Млекопитающие)

Какая рыба называется именем человека? (Карп)

Финал

Из слова «Природоведение» составьте за одну минуту как можно больше слов.

Подведение итогов.

Конкурс «Самые, самые, самые...»

В этом конкурсе необходимо ответить на вопросы и задать вопросы другим командам.

1. Самое большое в мире животное. (Синий кит. Вес до 150 тонн.)

2. Самое большое наземное животное. (Слон)

4. Самая крупная птица в мире. (Страус. Рост до 2,7 м. Яйцо страуса равно восьми куриным яйцам.)

6. Кто из птиц, живущих в наших лесах, самый лучший древолаз? (Поползень)

8. Самый быстрый зверь. (Гепард)

9. Самое «горластое.» из всех животных. (Крокодил)

10. Кто может самое долгое время в состоянии спячки обходиться без еды? (Ежик — до 236 суток.)

11. Кому принадлежит самая большая продолжительность жизни в животном мире? (Слоновой черепахе. Она живет 175 лет.)

12. Самое высокое животное. (Жираф. Он может достигать до 5,8 м.)

13. У кого самый длинный язык? (У муравьеда, до 60 см.)

Победителям конкурса вручаются медали «Лучшие знатоки природы».

Красноярский край МКОУ-СОШ №2 ЗАТО п. Солнечный имени маршала Советского Союза Крылова Н.И.

Экологическая интеллектуальная игра «Все обо всем».

Цели и задачи:
развитие творческих способностей, логического мышления детей;
повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, стимула;
воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.
формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;
формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.
показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека; научить учащихся правильно использовать бытовые химические средства; правильно вести себя на природе; оказывать посильную помощь в благоустройстве села; способствовать углублению знаний по химии, биологии, географии и экологии; воспитывать чувство коллективизма.

Участники:
2 ведущих;
Мальчик-турист;
Жюри (5 человек);
Две команды (по 6 человек).

Оборудование: Карточки с пословицами, мусорная корзина, бумага.

Первый ведущий. Что такое «экология» и почему это слово столь актуально в наше время, думаю, объяснять никому не надо. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами.

Экологические границы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны.

Второй ведущий. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто некуда. Человек сегодня никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться вдвойне восторгаться гармонией природы.

Первый ведущий. Сейчас мы предлагаем провести конкурсную экологическую игру, которая, как мы надеемся, заставит вас взглянуть на окружающий мир другими глазами.

Второй ведущий. Поприветствуем наше уважаемое жюри, команду 8 «Г» класса,
Команду 8 «В» класса. (команды представляются )

Первый ведущий. Первое задание участникам – разминочное.
За каждый правильный ответ вы получите одно очко.

Разминка:
1. Как в старину называли Уральские горы? (Каменный пояс).
2. Какую поваренную соль рекомендуется применять в пищу? (Йодированную).
3. Какие газы способствуют возникновению «кислотных дождей»? (Оксид фосфора (5); оксид азота (4); оксид серы (4)
4. С какого года начала издаваться Красная книга? (1963 год).
5. Самая высокая трава? (Бамбук)
6. Где у кузнечика находится ухо? (На ноге).
7. Какой слой защищает Землю от ультрафиолета? (озоновый)
8. Куда зайцу бежать удобнее в гору или с горы? (в гору).

Первый тур: «Интеллектуальный».

Второй ведущий. А теперь переходим к основным конкурсам. Начнём с интеллектуального. Команды должны быстро ответить на вопросы «да» или «нет». За каждый верный ответ – 1 очко.

Правда ли, что…

(Вопросы первой команде).
1.
… крокодилы могут взбираться на деревья? (Да).
2.
… маленькие огурцы содержат нитратов больше, чем большие? (Нет).
3.
… в нижних слоях атмосферы температура поднимается с ростом высоты? (Нет).
4.
… лишайники – индикаторы качества окружающей среды? (Да).
5.
… промышленность – главный виновник загрязнения воздуха? (Да).
6.
… бабочки живут всего один день? (Нет).
7.
… зелёный картофель настолько ядовит, что может убить ребёнка? (Да).
8. . … контроль за загрязнением не улучшает качества воздуха?

Вопросы второй команде.
1. … если огурец сорван утром, в нём нитратов больше? (Нет).
2. … загрязнение воздуха в основном вызвано деятельностью человека, связанной со сжиганием горючих материалов? (Да).
3. … йод – антисептик – окислитель, который накапливается в морской капусте? (Да).

4. … ни одна человеческая смерть напрямую не связана с загрязнением воздуха? (Нет).
5. … орхидеи используют для приготовления мороженого? (Да).
6. … уменьшается содержание нитратов при квашении и солении? (Да).
7. … природные явления, например извержение вулканов или лесные пожары тоже могут приводить к серьёзному загрязнению? (Да).
8. … воздух невесом? (Нет).

Второй тур: экологический.

Первый ведущий: К нам пожаловал ещё один гость – ученик младшего класса. В воскресенье он с одноклассниками ходил в лес. Сейчас вы послушаете рассказ о том, как он провёл выходной день в лесу, и отметите те нарушения и ошибки, которые школьники, по-вашему мнению, допустили. За каждую верно подмеченную ошибку – 1 очко.

Выходит ученик и читает рассказ.

Рассказ ученика.

Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли. (Громкая музыка распугает зверей и птиц). Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которых мы не знали, сбивали палками. (Вырывать и сбивать грибы не следует – разрушается грибница).

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. (Для костра собирается сушняк. В жаркую и сухую погоду костры разводить не следует). Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Всё равно микробы их разрушат». (Эти вещества разрушаются 100-200 лет). Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. (Угли следует забросать землёй или залить водой). В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно. (Трогать яйца птиц не следует). Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой – в школе пригодится. (Брать зверят и птенцов из леса не надо). Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. (Не следует что-либо проталкивать в муравейник).

Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. (Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно).

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. (Луговые и лесные цветы рвать не следует). Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошёл день!

Команды называют ошибки, зарабатывают очки.

Третий тур: Мусоробол.

Второй ведущий. Мы переходим к спортивному конкурсу. Не секрет, что, гуляя, к примеру, по парку, мы часто оставляем после себя самые разнообразные кучи мусора, бумажки и т.д. Это бывает даже тогда, когда урны стоят рядом. Просто мы в них даже попасть не можем. Вот и проведём сейчас такой эксперимент. Вам необходимо точно в урну бросить скомканные листы бумаги. За каждое попадание – очко.

Идёт конкурс.

Четвертый тур: Интеллектуальный.

Первый ведущий: У вас на столе лежат карточки, это две пословицы о природе. Ваша задача собрать их за 1 минуту. Конкурс оценивается в 2 балла.
Время пошло.
Первая команда.
1. Новый год - к весне поворот.
2. Январь - году начало, зиме середина.

Вторая команда.
1. Зимой тулуп всякому люб.
2. Красна весна цветами, осень - снопами.
Второй ведущий.
Пришло время подведения итогов. Просим жюри посчитать баллы команд и определить победителя.
Первый ведущий: Просим жюри назвать победителя.
Говорим при всём народе:

Чтоб продлить природы век,

Должен помогать природе

Друг природы – человек.

Чтобы мирно мчались годы.

Расцветал за веком век,

Другом быть для всей природы

Должен каждый человек!