Подвижные игры для развития координационных способностей у младших школьников. Игры и упражнения на развитие координации движений Игры для координации движений

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №16 «Кораблик»

Подвижные игры на развитие координационных способностей у старших дошкольников.

Подготовила

инструктор по физической культуре

Резвова Н.А.

Саров, 2014.

Надо местом нам меняться

Игра на развитие координации, скорости и ловкости

Необходимый инвентарь: стулья.

В игре могут принимать участие от 3 до 10 человек. Вдоль противоположных стен расставляются стулья. На одной стороне рассаживаются дети, у противоположной стены ставится на один стул меньше.

Мы на стульях посидели,
Головою повертели,
Надоело нам сидеть,
Надо прыгать и галдеть .

После этих слов дети поднимаются со стульев и прыгают, бегают, веселятся.

Когда ведущий произносит следующие строки:

Уж я прыгал, прыгал, прыгал и устал,
Сел на стул и снова прыгать перестал.

Дети должны занять стульчики, расположенные у стены, противоположной той, у которой они сидели прежде.

Тот, кому не достанется места, выходит из игры.

Убирается еще два стула. Игра начинается сначала. Победителем становится тот, кто займет последний стул.

Кошки и мышки

Игра на развитие координации движении

Необходимый инвентарь: мягкие или резиновые (пластмассовые) игрушки, изображающие мышку и кошку. Персонажи можно заменить любой другой парой: лиса и заяц, собака и кошка и т. д.

Дети становятся в круг. Двум детям, стоящим друг напротив друга, дают игрушки: одному - мышку, другому - кошку. По сигналу взрослого дети начинают передавать игрушки по кругу. Мышка убегает, а кошка ее догоняет.

Мяч в корзинке

Эта игра одновременно увлекательна и полезна, она учит ребенка координировать движения

Необходимый инвентарь : любая большая корзина или ведро, мяч средних размеров.

Можно разбить детей на группы-команды, а можно просто каждому ребенку по очереди бросать мяч в корзину.

Начинать надо с простого: ребенок просто должен попасть мячом в корзинку. Постепенно взрослый отходит с корзиной назад на один, два, три шага, увеличивая расстояние между корзиной и ребенком.

Можно усложнить задание, вводя новые элементы упражнений. Например, попробовать забросить мяч не снизу, а сверху. Забросить мяч одной рукой. Сначала подбросить мяч вверх, поймать его и только затем бросить его в корзину и т. д.

Баскетболисты

Командный вариант предыдущей игры

Необходимый инвентарь : мяч, корзина (или ведро).

Установите в подходящем месте большую корзину или пластмассовое ведро. Встав достаточно близко, покажите ребенку, как забрасывать туда мяч.

После каждого точного попадания игрок делает шаг назад. Не попавший передает мяч другому.
Победит тот, кто окажется дальше всех от корзины.

Острова

Игра помогает разбить навыки прыганья, координации движений, концентрации внимания

Необходимый инвентарь : небольшие коврики-пазлы.

Разложите коврики на полу в разных местах на расстоянии 30 см друг от друга. Покажите, как нужно перепрыгивать с коврика на коврик. После того как ребенок выполнит задание, попробуйте разложить коврики квадратом, кругом, зигзагом и т. д.

Для усложнения задания можно просить ребенка прыгать на одной ноге, с прихлопами и т. д.

Мостик

Игра помогает развить координацию движений, равновесие и концентрацию внимания

Необходимый инвентарь : скакалка или ремень, небольшие коврики-пазлы,

Коврики раскладываются на полу на расстоянии метра друг от друга. Это островки посреди реки. А ребенок - это отважный путешественник. С помощью скакалки, которую он перекидывает с островка на островок, он прокладывает себе путь на другой берег.

Маленькие силачи

Игра укрепляет мышцы и координирует движения и массы

Необходимый инвентарь : игрушки разного размера

Ребенок должен взять игрушку в руки и поднять ее над головой. Начинать надо с маленьких игрушек. В качестве поддержки взрослый тоже может выполнять это задание, подбадривая его словами:

Мы с Дениской силачи,
Поднимаем кирпичи.
Делаем все очень ловко,
Вот что значит тренировка!

Игрушку можно поднимать одной рукой, затем двумя.

Так постепенно переходите к более тяжелым игрушкам.

Такая простая игра несколько раз в неделю поможет ребенку укрепить мышцы рук.

Вытянем, выгнем

Состояние здоровья имеет огромное значение, а чтобы укрепить детские мышцы, существует масса полезных и веселых упражнений. Сядьте в кресло и вытяните ноги вперед.

Покажите ребенку, как вытягивать носочки вперед и выгибать ступни ног. Напевайте: «Вытянем, выгнем, вытянем, выгнем». Используйте какой-нибудь несложный мотив.

Еще одно хорошее упражнение: расставьте ноги на ширину плеч носками наружу. Согните колени, наклонитесь, а затем распрямитесь.

Напевайте: «Согнемся, распрямимся, согнемся, распрямимся».

Пирамидка

Необходимый инвентарь : кубики.

Число игроков - от 2 до 5. Игроки по очереди ставят кубики один на другой. Проигрывает тот, после кого пирамидка обвалилась.

Дикая прыгающая змея

Дети усаживаются на пол друг за другом, раздвинув ноги. Каждый крепко держит впереди сидящего. Самый первый изображает голову змеи: по его команде змея начинает подпрыгивать, продвигаясь вперед, так, чтобы игроки не отрывались друг от друга. Если все-таки змея упала, то «головой» становится следующий.

Девочка и медведь

Игра способствует формированию правильной осанки, развитию зрительной и слуховой памяти, концентрации и устойчивости внимания

Взрослый говорит: «У девочки маленькие ножки, но бегают они быстро». Ребенок бежит и приговаривает: «Маленькие ножки бежали по дорожке. Маленькие ножки бежали по дорожке».

Затем взрослый говорит: «А у медведя ноги большие, идет он медленно». Ребенок: «Большие ноги шли по дороге. Большие ноги шли по дороге».

В соответствии со словами и ритмом припевки ребенок то бегает, то ходит, создавая образы то быстрого и легкого, то медленного и тяжелого движения.

Быстрее-медленнее

Игра развивает чувство ритма, формирует умение двигаться в разном темпе

Ребенку дают игрушечный руль и объясняют, что он - водитель. Когда взрослый звонит в колокольчик, ребенок должен ехать медленно, когда бьет в ладоши - быстро.

Ребенок «ездит» по комнате то медленно, то быстро.

Подпрыгни до ладошки

Игра развивает ловкость, быстроту реакции и движений

Взрослый протягивает руку над головой ребенка и предлагает ребенку дотянуться до своей ладони рукой, а затем подпрыгнуть повыше - так, чтобы дотянуться до ладони головой. Руку взрослый держит на небольшом расстоянии от головы ребенка. Можно предложить малышу подпрыгнуть и достать рукой игрушку или колокольчик, который взрослый держит.

Индейцы

Необходимый инвентарь : мелки.

На игровом поле чертится круг диаметром 1 метр. Игроки становятся за внешней чертой круга. По команде ведущего они начинают бегать по кругу, не заступая за контур. Как только ведущий скажет: «Стоп!», игроки должны забежать в круг. Проиграл тот, кто окажется за чертой круга или наступит на контур.

Платочки

Необходимый инвентарь : небольшие платочки (можно носовые).

Дети стоят в кругу, у каждого в руках по платочку. Ведущий ходит под музыку по кругу. Как только музыка останавливается, он должен выхватить у кого-нибудь из детей платочек, а они должны успеть спрятать руки с платочками за спину.

Проигравший сам становится ведущим.

Дорожки

Взрослый проводит на игровой площадке разные линии: зигзагом, волной, с прямыми углами, спиралью - это дорожки.

Дети должны бегать по дорожкам друг за другом. Делать сложные повороты, сохраняя при этом равновесие. Бегать по дорожкам нужно точно наступая на линию, не мешая друг другу, не толкая.

Игру можно проводить с любым количеством детей. Длина дорожки может быть произвольной, но не менее трех метров.

Эту игру можно провести как соревнование: нарисовать несколько одинаковых по форме линий, в конце каждой положить, например, мячи. Тот, кто прибежит первым, должен поднять его над головой.

Змейка

Игра помогает ребенку научиться управлять своим телом

С помощью считалки выбирается ведущий. Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Ведущий бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывая разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, скамеек и прочих предметов, делая резкие повороты, перепрыгивая через небольшие препятствия, закручивая змейку, а затем раскручивая ее.

Игроки должны крепко держаться за руки, точно повторять движения ведущего.

Играть в змейку можно в любое время года на просторной игровой площадке, на лужайке, на пляже. Чем больше игроков, тем веселее проходит игра. Чтобы она проходила весело, нужно учить детей придумывать интересные ситуации и движения.

Пустое место

Необходимый инвентарь : мелки.

С помощью считалки выбирается ведущий. Все остальные игроки становятся в круг на расстоянии одного шага друг от друга, очерчивая каждый вокруг себя мелом небольшой кружок.

Ведущий, пробегая по внешней стороне круга, должен коснуться одного из игроков рукой. Задетый ребенок должен бежать в противоположную от ведущего сторону. Кто из них первый добежит до пустого кружка, тот и занимает его, а опоздавший становится ведущим.

Бежать можно только по внешней стороне круга. Стоящие в круге не должны мешать бегающим.

Если игроки прибежали к пустому кружку вместе, то они оба становятся в общий круг и выбирается новый ведущий.

Мячик кверху

Необходимый инвентарь : мяч.

Дети становятся в круг. Выбирается водящий. Он берет мяч и становится в середину круга.

Со словами: «Мяч кверху!» водящий подбрасывает мяч вверх. За это время все остальные дети должны как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стоп!». Все должны остановиться. Водящий кидает мяч и старается коснутся им того ребенка, который стоит ближе всего к нему. Этот ребенок и становится новым водящим.

По правилам игры, если кто-то из детей продолжает двигаться после слов водящего «Стоп!», то он должен сделать три шага в сторону водящего.

Убегая от водящего, нельзя прятаться за деревья.

Мяч с именем

Необходимый инвентарь: мяч.

С помощью считалки выбирается водящий. Все остальные дети становятся в круг на расстоянии одного шага друг от друга.

Водящий выходит в центр круга, называет по имени одного из играющих и бросает ему мяч. Тот, чье имя он назвал, должен поймать мяч и подбросить его три раза вверх, после этого вернуть мяч водящему.

Игрок, не поймавший или уронивший мяч, становится водящим.

Подстенки

Необходимый инвентарь : мяч.

Дети становятся друг за другом, лицом к стене. Первый игрок должен бросить мяч в стену, стоящий за ним ребёнок должен поймать мяч и бросить мяч в стену, третий ребенок ловит мяч и т. д.

Можно усложнять ход игры, например, при броске мяча успеть хлопнуть в ладоши или подпрыгнуть и т. п.

Перебрасывание мяча

Необходимый инвентарь : мяч.

Дети делятся на две команды и становятся за линиями напротив друг друга на расстоянии 1-1,5 метров.

Одному из игроков выдается мяч. Он начинает игру, называя одного из игроков противоположной команды по имени и бросая ему мяч. Тот игрок должен поймать его и перебросить ребенку другой команды, назвав его по имени.

Если играющий не поймал мяч, то он выбывает из игры, а право продолжать игру остается за командой, которая подавала мяч.

Побеждает та команда, в которой осталось больше игроков.

Уголки

Для этой игры нужно нарисовать большой квадрат. Участников должно быть пять человек, один из них выбирается водящим. Остальные дети занимают углы квадрата.

Водящий подходит к одному из игроков и говорит: «Кумушка, дай ключи!». Игрок ему отвечает: «Иди, вон там постучи!».

В это время остальные игроки должны поменяться углами.

Если водящий успеет занять чужой угол, то на его место становится ребенок, который остался без угла.

Кошки-мышки

Вариант 1

Дети могут поднимать и опускать руки, тем самым запуская и выпуская «кошку» и «мышку».

Как только «кошка» поймает «мышку», игра заканчивается и выбирается новая пара участников.

Вариант 2

С помощью считалки выбираются «кошка» и «мышка». Дети встают в круг, держа друг друга за руки. «Мышка» становится в круг, «кошка» остается за кругом.

"Кошка» старается войти в круг и поймать «мышку», но дети опускают руки - «закрывают ворота» перед ней. Она старается пролезть «под воротами», а дети приседают и не пропускают ее в круг.

Если «кошке» удается пробраться в круг, дети «открывают ворота», чтобы дать «мышке» возможность выбежать из круга. А кошку они снова стараются не пропустить.

Когда «кошка» поймает «мышку», то они вместе становятся в круг, дети выбирают новых «кошку» и «мышку».

Если «кошка» долго не может поймать «мышку», то тоже выбирается новая пара.

По правилам, дети могут «открывать ворота» (поднимать руки вверх) только для «мышки».

Кошка и мышка в лабиринте

Игра учит детей пространственной ориентации, маневрированию собственным телом, даёт навыки организации коллективного деиствия

Эта игра - для большого детского коллектива. Дети становятся рядами по 4 - 7 человек и берут друг друга за руки.

«Мышка» от «кошки» убегает между рядами. Как только «кошка» начинает догонять мышку, по сигналу взрослого дети отпускают руки и поворачиваются вправо (или влево), перестраиваются в перпендикулярные ряды. «Кошка» оказывается далеко от «мышки».

Когда «кошка» поймает «мышку», то они становятся в ряды, а дети выбирают новую пару.

Сюрприз

Необходимый инвентарь : моток шпагата, небольшой подарочек.

Во время дневного сна ребенка вы можете приготовить для него игру-сюрприз.

Размотайте моток шпагата или лески по всей квартире, а на конце привяжите какой-нибудь сюрприз. Когда ребенок встанет, расскажите, что путеводная нить приведет его к сокровищу.

Прыжки в длину

В парке можно устроить прыжки в длину. Для этого на землю нужно положить параллельно две палки и постараться перепрыгнуть через обе.

Расстояние между палками следует увеличивать соответственно успехам ребенка.

Самый быстрый

В ходе игры ребенок закрепляет навыки концентрации Внимания, организации, координации движении, научится правильно и быстро одеваться

Хорошо проводить эту игру в небольшом детском коллективе, при желании можно устроить соревнование между ребенком и родителями.

Цель : правильно одеться за определенное время. Учитывая особенности детского развития, на одежде ребенка в этой игре не должно быть замков и пуговиц.

Кто быстрее «пришьет»

Две команды игроков должны на скорость «пришить» всех членов команды друг к другу. Вместо иголки используется палочка, к которой привязана нитка, бечевка.

«Пришивать» можно через поясок, ремешок, лямку, петлю для ремня на брюках.


Светлана Цымбаленко
Развитие координационных способностей, средствами подвижных игр

В дошкольном возрасте, наряду с формированием психических качеств ребенка, происходит активное формирование его двигательных навыков. Вопросы развития психофизических качеств ребенка в настоящее время широко обсуждаются специалистами. Довольно распространенным в научной среде является утверждение о том, что психофизические качества представляют собой проявления двигательных возможностей человека. В результате систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно оказать существенное влияние на развитие этих качеств .

В процессе физического воспитания под руководством педагога ребенок овладевает двигательными умениями и навыками в соответствии с требованиями программы для каждой возрастной группы.

Упражнения и подвижные игры , способствующие развитию координационных способностей в строгой последовательности и с постепенным усложнением заданий должны включаться в физкультурные занятия, самостоятельную двигательную деятельность на прогулке.

Многими специалистами ловкость и координация движений рассматриваются как синонимы. Согласно определениям, ловкость – это способность выполнять движения в определенный момент времени с точно заданной амплитудой, а координация – способность строить целостные двигательные акты, преобразовывать выработанные формы действий и переключаться от одних действий к другим, согласно быстро меняющимся ситуациям.

По мнению Н. Бернштейна, координация есть способность двигательно выйти из любого положения, т. е. способность справиться с любой возникшей двигательной задачей.

В качестве методических приемов для тренировки координации рекомендуются следующие :

Использование упражнений с необычными исходными положениями;

Зеркальное выполнение упражнений;

Изменение скорости и темпа движений;

Варьирование пространственными границами, в которых выполняется упражнение;

Усложнение упражнений дополнительными движениями.

Развитие координационных способностей происходит на основе пластичности нервной системы, способности ощущения и восприятия собственных движений и окружающей обстановки. Успешное выполнение двигательной задачи определяется точностью пространственных, временных и силовых компонентов данного движения.

У ребенка воспитание координационных способностей связано с умением согласованно, последовательно выполнять движение. Координация является необходимым компонентом любого движения (бега, прыжка, метания, лазанья и т. д.) .

Наилучшие условия для совершенствования координационных способностей создаются в разнообразных подвижных играх : ребенок должен проявлять быстроту, сообразительность, увертливость, умение ловко двигаться между предметами, инициативу при неожиданных изменениях ситуации, используя благоприятные моменты для этого с помощью пространственной и временной ориентировок.

Для совершенствования координации целесообразно использовать задания на лучшее выполнение упражнений с предметами (скакалкой, мячами, обручами, палками и т. п.) . Полезно выполнять совместные упражнения вдвоем или небольшой группой с мячами, обручами, шестами, шнуром и др. Задача развития ловкости требует систематической смены упражнений или выполнение их в разных вариантах для поддержания новизны и повышения координационной трудности . Чем больше у ребенка накапливается двигательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений и совершенствуется ловкость.

В физкультурных занятиях и игровой деятельности можно использовать бег из усложненных стартовых положений (сидя, сидя на карточках, стоя на одном колене и др.) .

Развитию координации способствуют подвижные игры . В, них, выполняя задания по сигналу, ребенок может самостоятельно изменять характер движения, его быстроту в зависимости от изменений ситуации (например, действие водящего при ловле, догонялках и т. д.) . Правильная двигательная реакция ребенка будет определяться умением быстро выбрать направление и скорость движущегося предмета (водящего) с учетом расстояния и времени его приближения. Это требует определенного развития подвижности нервных процессов и содействует их совершенствованию, а также некоторых пространственных, временных и глазомерных оценок. Все это позволяет ребенку правильно ориентироваться в изменяющейся обстановке.

В воспитании детей дошкольного возраста учитываются возрастные особенности их организма – слабость мышц, недостаточная регуляция их нервной системой. Поэтому отбор динамических упражнений должен предусматривать кратковременное скоростно-силовое напряжение (различные упражнения в беге, метаниях, прыжках, а также лазанье по вертикальной и наклонной лестнице) и чередование разных видов движений, активных действий и отдыха.

В процессе выполнения прыжков, бега, метания ребенку необходимо развивать быстроту и умение проявлять силу – сочетать быстрое выполнение движения с концентрацией нервно-мышечного усилия, т. е. проявлять скоростно-силовые качества.

Для развития этих качеств , по данным Е. Н. Вавиловой, можно применять спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед; вспрыгивание на возвышение с места, с небольшого разбега; прыжок вверх из приседа; прыжки на месте и с продвижением вперед; прыжки через линии или палки. При выполнении прыжков следует больше внимания уделять энергичному отталкиванию одной или двумя ногами, неглубокому приземлению на слегка согнутые в коленях ноги и быстрому их выпрямлению.

Примером подвижных игр , способствующих развитию координации , являются такие, как «Пожарные» , «Самый меткий» , «Собери ленты» , «Кот и мыши» , «Перелет птиц» , «Не дай мяч водящему» , «С кочки на кочку» , «Ловля бабочек» и др.

Для определения уровня развития координационных способностей ребенка можно использовать доступные в выполнении диагностические тесты в виде контрольных двигательных заданий, предлагаемых детям в игровой или соревновательной форме. Они не требуют дополнительной подготовки воспитателя и сложного оборудования для их проведения, к тому же обладают высокой статистической достоверностью.

Для диагностики координационных способностей можно использовать разнообразные физические упражнения :

Ходьба и бег между предметами;

Бег с преодолением препятствий (пролезание в обруч, перепрыгивание через скамейку и т. д.) ;

Метание в цель;

- общеразвивающие упражнения с предметами.

Выполнение упражнений можно оценивать по пятибалльной шкале.

ВОТ НАПРИМЕР ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Тестовые задания на координацию .

Воспитатель объясняет и показывает ребенку несложное общеразвивающее упражнение . И. п. основная стойка. На счет раз – правая рука на пояс, два – левая на пояс, три – правая рука к правому плечу, четыре – левая к плечу, пять – правая рукав верх, шесть – левая вверх, семь, восемь –хлопки руками над головой. Затем в той же последовательности опускаем руки вниз, на счет семь, восемь – хлопки руками внизу. Упражнение выполняется сперва в медленном темпе, а затем увеличивается темп. Данное упражнение можно выполнять, маршируя на месте, затем в прыжках на двух ногах. Умение ребенка точно выполнять упражнение в быстром темпе оценивается воспитателем.

Воспитатель показывает упражнение в правую сторону. На счет раз, два – приставной шаг вправо; три, четыре – два хлопка перед собой; пять, шесть, семь, восемь – поворот вокруг себя вправо. Затем ребенок должен выполнить точно такое же упражнение влево. Оценивается точность выполнения.

Ребенок прыгает вперед через скакалку. Воспитатель считает количество прыжков за 10 секунд. Делаются две попытки, засчитывается лучший результат. Следует правильно выбрать скакалку, чтобы концы ее достали до подмышек ребенка, когда он встает обеими ногами на середину и натягивает ее.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие координационных способностей у дошкольников посредством сюжетно-ролевой ритмической гимнастики» Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования «Ум ребенка – на кончиках его пальцев» В. И. Сухомлинский Ребёнок познаёт окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности-играх,.

Формирование координационных способностей у детей с ОНР средствами дыхательной гимнастики и логоритмов на фитболах Общеизвестно,что основы здоровья человека закладываются в детстве,поэтому сущность физкультурно-оздоровительной работы в нашем детском саду.

Музыка – один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее.

Координация – умение согласовывать движения различных частей тела. Координационные способности не являются врождённым свойством. Координация поддаётся коррекции и развитию, и можно добиться значительного повышения его уровня. При недостаточном развитии координационных способностей у детей формируются неправильные движения в беге, прыжках, лазаньи, метании. Это приведёт к привычке бегать на полусогнутых ногах с неправильной работой рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития координации

(Консультация для родителей)

Координация – умение согласовывать движения различных частей тела. Координационные способности не являются врождённым свойством. Координация поддаётся коррекции и развитию, и можно добиться значительного повышения его уровня. При недостаточном развитии координационных способностей у детей формируются неправильные движения в беге, прыжках, лазаньи, метании. Это приведёт к привычке бегать на полусогнутых ногах с неправильной работой рук. Правильная координация движений развивается у детей постепенно, в процессе совершенствования функций вестибулярного, мышечного и зрительного анализаторов, которыми управляет центральная нервная система.

Для начала разберемся, какие же органы отвечают за развитие координации у детей?

Развитие координации начинается в младенческом возрасте и продолжается до тех пор, пока растет скелет человека, а это примерно до 16-18 лет.

Мозжечок

Особую роль играет развитие мозжечка, который начинает активно развиваться примерно с 6 мес. от рождения, и полностью развивается мозжечок к 4,5 годам.

Процесс развития мозжечка отражается в умениях малыша. В 6 месяцев ребенок начинает сидеть, в 8-9 начинает ползать, в 9-10 встает на ножки, в 11-12 месяцев делает свои первые шаги, а к полутора годам уверенно ходит.

Развитие мозжечка в дошкольном возрасте переходит на новый этап, в возрасте 3-4 лет моторные функции качественно совершенствуются, становится доступным выполнение новых задач, улучшается процесс обучения.

Вестибулярный аппарат

Влияет на развитие координации у детей и вестибулярный аппарат. Свой рост вестибулярный аппарат начинает, когда малыш находится у мамы в животе, а окончательное формирование вестибулярного аппарата происходит к возрасту 12-15 лет.

Вестибулярный аппарат - это основа человеческого прямохождения, развитие именно этого органа позволяет ребенку делать свои первые шаги, а нарушения вестибулярного аппарата приводит к «пьяной походке».

Как стимулировать развитие координации у детей?

Для упражнений, рассчитанных на развитие мозжечка, важным фактором является новизна действий, разнообразие, что усилит развитие этого органа.

Для каждого возраста подбирайте упражнения, которые доступны для выполнения вашим малышом. Ниже мы приведем базовые упражнения - вы сами сможете их усложнить или облегчить в зависимости от возраста и умений вашего ребенка.

Игры на замирание (3-7 лет)

Включите музыку и танцуйте вместе с малышом, когда музыка выключается, нужно замереть в той позе, в которой был. Это веселая и простая игра, усложняйте ее, удлиняя время «замирания».

Игры на равновесие(5-7 лет)

«Цапля»

Стойте на одной ноге, кто сможет дольше? А если цапля еще и поймать лягушку решила?

Упражнение «Снеговик» (5-7 лет)

Попросите ребёнка представить, что он - только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замёрзший снег. Вы можете попробовать «снеговика» на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. На вашу команду снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала «тает» голова (расслабляем ее), затем плечи, руки, спина, ноги. Можно так же предложить ребёнку «растаять», начиная с ног.

Упражнение «Лодочка» (3-7 лет)

Попросите малыша лечь на спину, вытянуть руки над головой. По команде пусть они одновременно поднимают прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.

Упражнение«Колобок».(5-7 лет)

Предложите детям лечь на спину, подтянуть колени к груди, обхватить их руками. Голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.

Упражнение «Песенка стрекозы».(3-4 года)

Попросите ребёнка повторять за вами стихотворение, сопровождая слова движениями. Показывайте эти движения сами. А потом попросите повторить.

Я летала, я летала,

Уставать я не желала.

(Ребёнок плавно взмахивает руками).

Села, посидела,

И опять полетела.

(Ребёнок опускается на одно колено).

Я подруг себе нашла,

Весело нам было.

(Ребёнок снова делает летательные движения руками).

Хоровод кругом вела,

Солнышко светило.

(Возьмитесь с ребёнком за руки и водите хоровод).

«Канатоходец» (3-4 года)

Мелом нарисовать тропу канатоходца шириной, не превосходящей ширину стопы. Задача игрока: пройти дистанцию как можно быстрее и не оступиться.

Важно постоянно поддерживать заинтересованность ребенка к выполнению данных упражнений. Желательно проводить занятия живо, эмоционально, применяя игровые задания. Например, пройти через мостик (доска, скамья), который перекинут через реку, и не замочить ног. Пройти или пробежать по дорожке (две веревки, положенные на расстоянии 25см друг от друга) и не упасть в болото. Гуляя с ребенком на улице, родитель может нарисовать мелом на асфальте: речку и мостик, камушки, дорожку и другие интересные препятствия. Дайте простор своей родительской фантазии! Вспомните свое детство

В 5-6 летнем возрасте ребенку можно предлагать ходьбу по гимнастической скамейке (бревну, бордюру) приставным и переменным шагом с движениями рук (всплеск в ладони перед грудью, над головой) ходьба с мячом в руках. При выполнении этих заданий родитель должен обращать внимание на правильную осанку ребенка, уверенность выполнения движений, его умение ориентироваться в пространстве. Эти упражнения полезно выполнять с «утяжелителем» (вес 500-700гр) на голове. Ребенок приучается держать голову ровно, при этом сохранять правильную осанку.

«Делай одновременно» (5-7 лет)

Попробуйте руку вращать справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Добившись успеха, постарайтесь сделать то же обеими руками и ногами.

ЕЩЕ РАЗ, НО ОДНОВРЕМЕННО Предложите ребёнку правой ногой крутить «от себя», а правой рукой крутить к «себе». Левой рукой хлопать себя по голове, одновременно правой рукой гладить свой живот.

К дошкольнику 6-7летнего возраста родитель повышает требования к четкости движений, связанных с сохранением устойчивости положения тела во время приседания, приземления после прыжков, быстрых поворотов. Например, во время ходьбы по скамейке (высота 30см) присесть и повернуться кругом; ходьба по бревну (скамейке, бордюру) навстречу друг другу. Затем постепенно разойдитесь, держась за руки. Попробуйте походить по бревну вместе с ребенком. Это очень увлекательно и полезно для всех!

Жизнь – это движение! Родители, подарите своему ребенку жизнь полную движения, радости общения с вами и здоровье!


Игры на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Мячик-чижик

Описание : на нижний конец верхней доски кладется мяч. Игроки располагаются вокруг дощечек. Один из игроков с силой ударяет по верхнему свободному концу дощечки. Взлетевший вверх мяч стараются поймать другие игроки. Кому это удается, становится водящим.

Две доски длиной 50 см и шириной 10 см, мяч.

Краски

Развиваем координацию движений, быстроту реакции

Описание: игроки размещаются на стульях или скамейках. Из числа игроков выбирается продавец и покупатель. Покупатель отходит в сторону, а игроки говорят продавцу, какой краской они хотят быть. Через некоторое время приходит покупатель и говорит: «Тук, тук». Продавец спрашивает: «Кто там?». Продавец называет свое имя.

Продавец. «За чем пришел?»

Покупатель. «За краской».

Продавец. «За какой?»

Покупатель называет краску, за которой пришел. Если такая краска есть, продавец называет ее цену. Покупатель хлопает по ладони продавца столько раз, сколько он сказал. С последним хлопком «краска» убегает, а покупатель старается ее догнать. Поймав «краску», он уводит ее к себе. Если названной краски нет, продавец говорит: «Скачи по синей (желтой, красной и т. д.) дорожке на одной ножке». Покупатель скачет до условленного места, затем возвращается. Игра продолжается.

Стулья или скамейки.

Собачки

Описание : из числа игроков выбирается водящий — «собачка». Остальные участники располагаются в круге. Они перебрасывают мяч друг другу. «Собачка» при этом должен стараться поймать мяч. Тот, у кого водящий отбирает мяч, становится «собачкой».

Материалы и наглядные пособия для игры

Хвосты

Развиваем координацию движений, ловкость и быстроту реакции

Описание : игра осуществляется в парах. Игроки прикрепляют сзади к поясу ленты. Задача каждого участника пары — сорвать ленту партнера и при этом сохранить свою.

Материалы и наглядные пособия для игры

Ленточки или веревки длиной до 50 см.

Шапку долой!

Развиваем координацию движений, быстроту реакции и ловкость

Описание : игра осуществляется в парах. Игроки занимают позиции напротив друг друга, на головах у них надеты шапки. Игроки должны стараться сорвать шапку с головы противника, при этом сохранив свою.

Материалы и наглядные пособия для игры

Шапки или колпаки.

Кто первый?

Развиваем координацию движений, физическую силу

Описание : в игре принимают участие 2 человека. На игровой площадке ставят один напротив другого 2 стула. На полу от одного стула до другого кладут веревку. По сигналу ведущего игроки начинают двигаться вокруг стульев. Как только ведущий скажет «Тащи!» — игроки садятся на стул и тянут веревку. Тот, кому первому удастся выдернуть веревку, и есть победитель.

Материалы и наглядные пособия для игры

Два стула, веревка.

Разведчик и часовой

Развиваем координацию движений, наблюдательность, быстроту реакции

Описание: в игре участвуют 2 команды — разведчики и часовые. В центре игровой площадки кладут обруч, внутри которого помещают мяч. По одному от каждой команды в центр выходят игроки. Разведчик проделывает движения, которые должен повторить часовой. При этом разведчик должен усыпить бдительность часового, изловчиться и забрать мяч. Если ему это удается, то часовой выбывает из игры, а если не удается, то из игры выбывает разведчик. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не попробуют себя в роли часового и разведчика. По окончании игры подсчитывают, сколько раз выиграли часовые, а сколько — разведчики.

Материалы и наглядные пособия для игры

Мяч, обруч.

Канатоходец

Описание: мелом на игровой площадке рисуют тропу канатоходца шириной, не превосходящей ширину стопы. Задача каждого игрока — пройти дистанцию как можно быстрее и не оступиться.

Материалы и наглядные пособия для игры

Гонки мячей

Развиваем координацию движений, ловкость

Описание: игроки встают в круг. Два игрока, стоящие напротив друг друга, держат мячи. По сигналу ведущего игроки начинают передавать мячи по кругу в одном направлении. Тот игрок, у которого окажутся 2 мяча сразу, проигрывает.

Материалы и наглядные пособия для игры

По очереди

Развиваем координацию движений быстроту реакции

Описание: игроки делятся на 2 команды и строятся в колонны. Один из игроков располагается напротив своей команды и держит в руках мяч. По сигналу ведущего он бросает мяч партнеру. Тот, в свою очередь, бросает мяч обратно и присаживается на корточки. Далее мяч кидают второму игроку, третьему и всем последующим. Та команда, которая выполняет задание первой, выигрывает.

Материалы и наглядные пособия для игры

Учим концентрироваться, развиваем внимание, координацию

Описание: в этой игре необходимо четное количество игроков. После того как ребята разделились на пары, им раздают чистые листы бумаги и объясняют правила игры. Они заключаются в следующем: каждой паре необходимо преодолеть определенное расстояние, при этом нужно пронести лист бумаги, который зажимается лбами участников. Руки нужно держать за спиной и не поддерживать ими лист.

Победившей считается та пара, которая пройдет дистанцию первой и без ошибок. Эта игра идеально подходит доя различных праздников, так как она очень увлекательна и всем поднимает настроение.

Материалы и наглядные пособия для игры

Несколько чистых листов бумаги, негромкая веселая музыка.

Лебедь и рак

Развиваем внимание, физическую выносливость, координацию движений, целеустремленность

Описание: в этой игре могут принимать участие 2 игрока или несколько пар. Участников привязываются друг к другу веревкой за пояс. При этом они располагаются спиной к спине. На расстоянии метра от них нужно положить игрушку или любой другой предмет.

По команде ведущего участники должны достать игрушку. Каждому из них необходимо перетянуть на свою сторону соперника.

Игра заканчивается в том случае, когда кто- то из участников достанет свою игрушку.

Материалы и наглядные пособия для игры

Длинная и крепкая веревка, 2 игрушки, веселая музыка.

Непокорный лист

Развиваем координацию движений, внимание, умение сосредоточиться, аналитические способности

Описание: перед началом игры необходимо вырезать из приготовленного куска фанеры березовый лист. Затем в этом листе нужно проделать несколько отверстий, диаметр которых должен превышать диаметр шеста, как минимум, на 5 мм.

Объясните ребенку, что его цель — поймать подброшенный непокорный лист шестом на одно из отверстий, каждому из которых можно назначить определенное количество очков. Набрав необходимое количество, участник может получить какое-нибудь поощрение.

Подкидывать лист может как сам ребенок, так и вы.

Материалы и наглядные пособия для игры

Кусок фанеры размером 20 х 20 см, лобзик, длинный шест или прямая ветка.

Ловкие руки

Развиваем координацию, мелкую моторику рук, аналитические способности

Описание: суть этой игры состоит в том, чтобы завязать в узел (или несколько узлов) веревку одной рукой. Также можно попробовать завязать j веревку бантиком. Рекомендуется постоянно менять руки и по очереди завязывать то правой, то левой рукой.

Материалы и наглядные пособия для игры

Веревка длиной около 30 см.

Удержи палку

Развиваем координацию, умение сосредоточиться

Описание: по команде ведущего игроки ставят на палец (ладонь) гимнастическую палку, и, балансируя, стараются как можно дольше удержать ее в вертикальном положении.

Материалы и наглядные пособия для игры

Гимнастические палки по числу игроков, секундомер.

Непослушные бантики

Развиваем координацию движений, мелкую моторику рук, память, внимание

Описание : перед началом игры все ленты необходимо завязать узлом на перекладине. Концы ленточек должны свободно свисать. Затем первому участнику игры нужно завязать глаза, покрутить его несколько раз вокруг себя и дать следующее задание: он должен подойти к перекладине и завязать все ленточки бантиком. Вы можете ограничить его действия временем.

Эту игру можно проводить как эстафету. В этом случае вам не нужно самим привязывать ленты. Каждому участнику для его действий выделяется не больше 10 с. По их истечении игрок должен вернуться на старт. Первый игрок должен принести все ленточки и по возможности привязать их к перекладине. Если он не успел привязать все ленты, он должен оставить их у перекладины и вернуться на старт. Во время проведения эстафеты глаза ребятам можно не завязывать.

Победителем в этой игре будет та команда, которая за отведенный промежуток времени сможет завязать все бантики или наибольшее их количество.

Материалы и наглядные пособия для игры

Восемь ленточек по 50 см каждая, горизонтальная перекладина.

Длинный хвост

Развиваем внимание, координацию движений, наблюдательность, аналитические способности

Описание: в этой игре может участвовать неограниченное количество человек. Лучше всего ее проводить на свежем воздухе.

Каждому участнику к поясу привязывают нитку. На ее конце должен располагаться брусок. Он должен быть небольшого размера и не мешать передвижению. Цель игроков — оторвать «хвост» у противника, при этом важно сохранить свой.

Ведущий начинает игру словами:

Смысл затеи этой прост:

Оторви скорее хвост.

Свой же хвостик охраняй,

Очень ловко защищай.

Коль добудешь все хвосты,

Победитель будешь ты!

Те участники, которые потеряли свои «хвосты», выбывают из игры. Участник, который соберет наибольшее количество оторванных «хвостов», будет считаться победителем.

Материалы и наглядные пособия для игры

Моток ниток, несколько небольших деревянных брусков с дырочкой посередине (по количеству участников).

Лягушки-попрыгунчики

Развиваем координацию движений, внимание, целеустремленность

Описание: на полу нужно нарисовать круг или обозначить его каким-то другим способом. Это будет дом для «лягушек». Все участники игры должны присесть на корточки и упереться руками в пол, изображая «лягушек». Выбирается 1 «лягушка», которая будет водящим. Все остальные должны от нее убегать, при этом не поднимаясь с корточек. Единственным спасением для остальных «лягушек» может быть их дом, так как в этом случае водящий не может их поймать. «Лягушка», которая будет поймана, станет новым водящим.

Материалы и наглядные пособия для игры

Веселая музыка, мел.

Змейка

Развиваем координацию движений, командный дух, внимание, сообразительность

Описание: в этой игре должны участвовать, как минимум, 6 человек. В начале игры выбирается ведущий. Впоследствии его может сменить другой участник. Затем ребята выстраиваются друг за другом и кладут руки на талию стоящего г впереди. Ведущий становится самым первым, он будет направлять всю змейку. Остальные участники должны точно следовать за ним. При этом основная цель ведущего — поймать свой хвост», т. е. последнего участника змейки. Если он поймает «хвост», то становится последним в цепочке, а на его место встает участник, стоявший следом за ним.

Ведущий начинает движение и говорит:

Катя, Ваня, Петя, я —

Очень длинная змея.

Ах, змея давно не ела —

Хвост поймать свой захотела:

«Хвост, я очень есть хочу,

Убегай, а то схвачу!»

Материалы и наглядные пособия для игры

Негромкая веселая музыка.

Топотунчики

Развиваем координацию движений, внимание, находчивость

Описание: в игре участвуют, как минимум, 2 человека. Проводить ее можно в просторном помещении, предварительно удалив все бьющиеся предметы и те, о которые дети могут пораниться.

Пригласите первых игроков на импровизированную сцену, привяжите к ноге каждого участника воздушный шарик. Затем объясните, что их цель — наступить на шарик противника и лопнуть его, при этом сохранить свой.

По команде ведущего включается музыка, и ребята приступают к поединку.

Эту игру можно усложнить, увеличив количество привязанных шариков. Можно приглашать сразу несколько участников.

Материалы и наглядные пособия для игры

Воздушные шарики, нитки, веселая музыка.

Эх, яблочко

Развиваем внимание, координацию движений, сосредоточенность

Описание : эта игра проводится у круглого стола. Все ребята выстраиваются вокруг стола, на котором нужно разложить яблоки — на одно меньше количества участников. По команде ведущего ребята начинают передвигаться вокруг стола (шагом или в быстром темпе — решать ведущему) и декламировать:

Во садочек мы пойдем,

С ветки яблочко сорвем.

Вот как яблочко упало —

Только в руки не попало.

Эй, дружочек, не зевай,

А скорей его хватай!

В тот момент, когда музыка выключается и ведущий говорит «Стоп», каждый участник должен взять со стола 1 яблоко. Участник, который: не успел и которому ничего не досталось, выбывает из игры, получив в качестве поощрения яблоко со стола. Затем игра начинается заново и продолжается до последнего участника.

Для ребят постарше этот конкурс можно усложнить выполнением различных заданий параллельно передвижению. Например, ведущий может предложить выполнить следующие задания:

Спеть песню;

Пройтись вприсядочку;

Прыгать на одной ноге;

Поднять руки вверх и т. д.

Материалы и наглядные пособия для игры

Яблоки или другие фрукты, веселая музыка.

Болото

Развиваем координацию движений, внимание, находчивость и сообразительность

Описание : до начала игры нужно приготовить все материалы. Привлеките к этому вашего ребенка. На чистых листах бумаги надо нарисовать 5—10 зеленых островков, вырезать их. Затем разложите их по комнате и предложите детям представить, что они попали на болото. Расскажите о том, что на болоте очень опасно передвигаться, делать это можно только в сопровождении взрослых. Но это болото не настоящее, а сказочное, на нем есть волшебные островки, на которые можно без страха наступать. Прежде чем сделать шаг, нужно произнести пароль. Далее вам нужно выбрать тему, слова из нее и будут паролем. Это могут быть названия животных, цветов, имена людей и др.

Если в игре участвуют команды, то передвижение можно устраивать на скорость. Та команда, которая быстрее преодолеет «болото», будет считаться победителем.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистые листы бумаги, карандаш, ножницы, краски.

Донеси мячик

Развиваем внимание, координацию, командный дух, сообразительность.

Игра способствует профилактике сколиоза

Описание : в игре участвуют 2 человека. Желательно проводить ее на свежем воздухе или в просторном помещении. Определяется расстояние, которое должны пройти игроки, и объясняется задание. Двое участников встают спинами друг к другу так, чтобы между ними чуть выше уровня лопаток мог поместиться мячик. В такой позе они должны преодолеть заданное расстояние. Если участники уронили мячик, они должны возвратиться к стартовой черте и начать движение снова.

Эту игру можно проводить как эстафету, в которой может участвовать несколько команд.

Материалы и наглядные пособия для игры

Мячик небольшого размера.

Метатели

Развиваем ловкость, координацию движений, внимание, находчивость

Описание : в этой игре должны участвовать, как минимум, 2 человека. Каждому из них на голову надевается шляпа, желательно, чтобы она была драповой или фетровой. (В другом случае задача игроков значительно усложнится или вообще станет невозможной.) Игроки встают у стартовой черты и по команде ведущего пытаются головой метнуть шляпу как можно дальше. Тот участник, чья шляпа улетит дальше, будет победителем.

Особенность этой игры в том, что она не только положительно влияет на физическое состояние детей, но и поднимает настроение всем ее участникам.

Материалы и наглядные пособия для игры

Шляпы различных моделей.

Самый меткий

Развиваем координацию, внимание, меткость, сосредоточенность, стремление к победе

Описание : суть этой игры состоит в том, чтобы закинуть в банку как можно больше пуговиц. Перед началом игры всем участникам необходимо раздать набор из пуговиц одного цвета. Затем все участники игры должны встать на расстоянии 2—3 м от банки и по команде ведущего попытаться забросить в банку как можно больше пуговиц. Тот участник, который закинет все пуговицы, считается победителем.

Эту игру можно усложнить следующими способами. Во-первых, можно увеличивать число пуговиц для каждого участника. Во-вторых, с каждым разом можно увеличивать расстояние, с которого можно закинуть эти пуговицы. В-третьих, постепенно можно подбирать банки с более узкими горлышками.

Материалы и наглядные пособия для игры

Трехлитровая банка, большие пуговицы (по 5 штук разного цвета).

Предлагаем игры на развитие ловкости и координации движений ребенка 6 лет.

Ловкость является комплексным качеством, в котором сочетаются проявления сообразительности, быстроты, координации, чувства равновесия, пластичности, гибкости, а также владение игровыми приемами. Если говорить коротко, то это способность быстро координировать движения в соответствии с меняющейся ситуацией.

Слово «координация» происходит от латинского со — с, вместе и ordinatio — расположение в порядке. Координация движений — это управление работой отдельных мышечных групп, осуществляющееся при достижении определенной задачи в реальном времени и пространстве. Проще говоря, это согласованная работа различных частей тела при решении определенной задачи.

Все подвижные игры способствуют развитию у ребенка ловкости и координации. Плавание, катание на роликах, коньках, лыжах также играют не последнюю роль. Очень хорошо тренируют ловкость и координацию любые игры с мячом. Прыжки через скакалку не только развивают координацию движений и ловкость, но и укрепляют сердечнососудистую и дыхательную системы.

Кроме этого, помните, что и посильная работа дома, на дачном участке, например прополка, сбор ягод, подметание дорожек, приготовление пирожков, мытье посуды и прочее, не только воспитывает трудолюбие и определенные навыки самообслуживания (очень нужные каждому ребенку), но и в значительной степени влияет на развитие ловкости и координации движений.

Обратите внимание, что некоторые очень интересные игры этого же типа помещены в раздел «Игры для веселой компании», поскольку играть в них веселее всем вместе.

Следы

Разбивает ловкость, координацию движений

◈ По правилам игры, один шагает и оставляет следы на песке или снегу, а другой идет за ним след в след. Шагать можно по-разному: тонкой цепочкой или широким шагом.

◈ Потом по этим же правилам поиграйте в догонялки.

Птички-невелички

Игра способствует развитию координации движений, речи

◈ Предложите ребенку поиграть в птичек: попрыгать, как воробушек, и почирикать; «полетать», как ворона, размахивая руками и каркая.

◈ А может, показать самолет? В таком случае бегать нужно с разведенными в разные стороны неподвижными руками, изображая гудение мотора.

Допрыгни

Игра способствует развитию координации движений

Необходимый инвентарь: мел, обручи, ленты.

◈ На близком расстоянии друг от друга нарисуйте круги. Предложите ребенку перепрыгивать из одного круга в другой.

◈ В дальнейшем увеличивайте расстояние между кругами.

◈ В детских садах для этой игры часто используют обручи, но поскольку дома это не всегда возможно, то круги можно выкладывать из широких лент (мы, например, пользовались разноцветными бантами).

Зеркало

Развивает внимание и координацию движений

◈ По правилам игры ребенок становится «зеркалом» и повторяет все, что будете делать вы. Начинайте с простых движений. Например, присесть, помахать рукой.

◈ Сложность игры заключается в том, чтобы повторить все движения ведущего зеркально.

◈ Вам будет весело, если вы будете меняться ролями с ребенком. Кстати, эта игра подойдет и для детской компании.

Бирюльки

Развивает ловкость, терпение и выдержку

Необходимый инвентарь: мелкие предметы.

◈ Мелкие предметы высыпают горкой на стол. Задача игроков — по очереди вытаскивать по одному предмету (бирюльке), стараясь не потревожить соседние. Выигрывает тот, кто к концу игры вытащит больше всего предметов.

◈ Сейчас в магазинах продают специальные наборы для такой игры.

Классики

Необходимый инвентарь: мел.

◈ Вообще-то эта игра рассчитана на более старший возраст, поэтому я приведу самый простой ее вариант.

◈ На асфальте чертят мелом классы, клетки нумеруют.

◈ Прыгать можно на одной ноге, на двух, на любую ногу (об этом заранее договариваются). Каждый игрок начинает прыгать с цифры 1 на цифру 2 и т. д., а потом обратно.

◈ Нельзя оступаться или наступать на линии, разделяющие клетки. Если игрок нарушил какое-либо правило, он уступает место следующему игроку.

Веселая зарядка

Развивает координацию движении, укрепляет мышцы

◈ Покажите, как можно чертить пальцем в воздухе разные линии и фигуры.

◈ Позвольте ребенку рисовать обеими руками. Очень полезно проделывать то же самое носом, глазами и ногами (лежа на полу, или пальцами ног в положении стоя).

Подбрось мяч

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ По правилам игры: вы по очереди подбрасываете мяч вверх. При этом нужно хлопнуть в ладоши и сосчитать до одного. Затем поймать мяч. Если мяч успешно пойман, его можно подбросить еще раз и сосчитать до двух, хлопнув в ладоши два раза. Снова поймать мяч. И так далее.

◈ Если мяч не пойман, то ход переходит к другому игроку.

Лови мяч

Развивает внимание, ловкость

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ По очереди бросайте мяч друг другу, называя животных, птиц, растения, но ловить надо только в том случае, если названа какая-либо птица.

◈ Если же названо что-то другое (не птица), то мяч нужно отбить.

Закинь в кольцо

Развивает координацию движений

Необходимый инвентарь: мяч, обруч.

◈ Предложите ребенку закинуть мяч в обруч. Сначала держите обруч вертикально, поднимайте его выше, ниже.

◈ Измените положение обруча, пусть малыш кидает мяч в «кольцо». Если обруча нет — не беда: закидывать можно в коробку подходящего размера.

Я знаю

Развивает память, внимание, моторику.

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ Поиграйте с ребенком в эту старинную игру. Начните: «Я знаю три имени мальчиков...». Произнося каждое имя, ударяйте мячом об пол или о стену. Теперь очередь вашего ребенка назвать те имена, которые знает он.

◈ Повторять имена нельзя. Точно так же «знать» можно названия животных, цветов, деревьев, овощи, фрукты и т. п.

Снежный бой

Развивает ловкость, координацию движений, укрепляет доверительные отношения

◈ Слепите с ребенком снежки и кидайтесь друг в друга. От снежков нужно уворачиваться.

◈ В эту игру можно играть и дома, причем в любое время года — просто сделайте снежки из бумаги.

Бумажный снег

Развивает координацию движений

Необходимый инвентарь: бумага.

◈ Скомкайте бумагу так, чтобы получились небольшие шарики — снежки, и приступайте к развлечениям! Устройте соревнование — кто дальше бросит свой снежок.

◈ Выберите какую-нибудь мишень и старайтесь попасть в неё снежками.

◈ А после закиньте снежки в заранее приготовленное ведерко. Это еще один вид игры — баскетбол.