Швейцарская система проведения турниров. Хороша ли швейцарская система в CS:GO? Турнирная таблица по швейцарской системе в шахматах

По каким формулам обычно играются футбольные турниры? Обычно все сводится к двум схемам: матчи в круг (два круга, три круга и т.д.) или игры на вылет (олимпийская система). Либо же турнир может проходить по смешанной схеме: круговая система (матчи в группах) + плей-офф.

В этом году организаторы в Новосибирске пошли дальше и провели футбольный турнир, можно сказать, по революционной схеме, которая уже больше ста лет успешно применяется в шахматах. Речь идет о так называемой швейцарской системе. Об этом турнире "ВСпорте.ру" поговорил с одним из его организаторов – директором компании «Спортико» (Барнаул) Виктором Безматерных .

Как пришла идея провести турнир, можно сказать, по шахматным правилам?

Пришла она неожиданно. Дело в том, что я в школьные годы занимался и футболом, и шахматами, и много соревновался в обоих видах спорта. В шахматах «швейцарка», наверное, была самым частым форматом, поэтому с принципами такой системы я знаком с детства. Подумал, что такая форма соревнований будет интересна и в игровых видах спорта. В данном случае - в футболе. Посмотрел в интернете, проводились ли когда-либо турниры по швейцарской системе. Ничего не нашел. Встречал только предложение идеи футбольного турнира по «швейцарке». А чтобы именно провели турнир - не видел. Решил, что круто было бы провести, по сути, исторический - первый турнир по такой системе.

- И в чем суть «швейцарской системы»?

Сложно объяснить это на пальцах, но если будешь участвовать в таком турнире, "въедешь" в нее довольно быстро.

- И все-таки...

В футболе «швейцарка» - это по сути альтернатива кубковым турнирам с олимпийской системой или с турнирами по принципу «группы+плей-офф». Имеет смысл проводить турниры по швейцарке, когда турнир ограничен во времени, но в нем принимает участие много команд. Скажем, тридцати командам для четкого определения мест с первого по тридцатое достаточно всего 7 туров! Главный принцип состоит в том, что если ты лидируешь, то играешь с лидерами, если отстаешь, то - наоборот - играешь с аутсайдерами.

Таким образом проходные матчи для команд могут быть только на стадии первого и второго туров, когда на формирование пар соперников еще влияет первоначальная жеребьевка. А далее, если ты находишься в лидерах, то у тебя, получается, нет слабых соперников. Второй важный принцип – это то, что с одним и тем же соперником ты можешь встретиться за турнир только один раз. В итоге это позволяет действительно объективно выявить чемпиона, а какие-то случайные результаты, если ты действительно хорош, не лишают тебя шансов на призы даже на такой короткой дистанции.

- В целом понятно, но, конечно, не всё....

Я же предупреждал! Если хотите вникнуть – можно открыть википедию или зайти на сайт нашей Тотал Лиги , вбить в поиске «швейцарка» и найти материалы, которые более доходчиво все объяснят. Мы же, как добросовестные организаторы, прекрасно понимали, что нам нужно было (особенно в начале турнира) всё разжевывать. Поэтому на нашем сайте пытались это делать. В итоге вроде бы все поняли и оценили. Турнир получился действительно интересным, а команды заняли в итоге свои места абсолютно по делу. Вопросов в объективности швейцарской системы не возникло. Все-таки шахматисты, которые ее придумали, - умные люди. Говорить о том, что у них все впорядке с логикой и расчетами по-моему не надо.

Хорошо, турнир провели, командам понравилось... Но есть ли будущее у этой схемы? Или она обречена оставаться экзотикой для футбола?

Ну, это уж точно не мне решать, а профессиональным лигам и федерациям. Как по мне, то, допустим, швейцарка, уже сейчас могла бы подойти, например, Чемпионату мира по хоккею. Мне как зрителю неинтересно половину турнира смотреть игры типа Россия - Дания или Россия - Латвия, исход которых практически очевиден.

А если бы на ЧМ применялась «швейцарка», то мы, канадцы, чехи, финны и так далее рубились бы друг с другом, начиная со второго-третьего туров и провели бы минимальное количество "проходных" матчей. Да и в футболе тоже по чемпионату Европы сейчас возникло много вопросов. Португальцы выиграли в основное время всего лишь один раз! Вроде как несправедливо, "коряво" как-то получилось. В швейцарской системе такие претензии просто исключены! Все-таки это очень умная система соревнований.

- Интересно было бы посмотреть на такой чемпионат Европы!

Мне тоже. Но все-таки я думаю, по «швейцарке» он может пройти только на другой планете. Футбол - очень консервативный вид спорта.

- Но с другой стороны, все в нашем мире меняется очень быстро.

Согласен. Нет, я не против, конечно, чтобы лет через сто "швейцарка" в футболе стала привычным явлением, а наш турнир вспоминали бы как первую веху. Мы, конечно, как организаторы в глубине души где-то рассчитываем на такой поворот!

OpTic Gaming на квалификации к ESL One Cologne 2016

Такой формат использовался в карточных и настольных играх ещё с конца 19-го века. Сравнительно недавно мы могли видеть подобную систему в некоторых соревнованиях по Hearthstone. Два крупнейших организатора - DreamHack и Insomnia - использовали её на своих крупных турнирах.

Швейцарский формат - это, по сути, большая лига. Но вместо того, чтобы играть как обычно - каждый с каждым, соревнующиеся играют лишь с теми, кто находится в таком же положении, как и они сами.

В первом раунде составляются случайные пары участников. По результатам первых матчей половина команд имеет в своём активе по одной победе, а другая - по одному поражению. Далее победители и проигравшие отдельно играют между собой. С этого момента участники сражаются лишь с теми, кто имеет такой же счёт в турнире. В теории лучшие коллективы должны подняться на вершину, а затем играть друг против друга, чтобы определить победителя.

Данный формат популярен среди организаторов различных мероприятий, потому что им хочется привлечь как можно большее число участников и зрителей. В отличие от обычного плей-офф, в швейцарской системе игрок не может вылететь после первого матча, что заставляет его дольше находиться на месте проведения соревнования. Кроме того, новый формат исключает возможность попадания сильнейших коллективов в одну часть сетки или группу, что может сильно пошатнуть их шансы на успех.

Сработало ли нововведение на квалификации в Кёльн? Не совсем. Некоторые команды всё же попадались против слишком сильных соперников в решающий момент, что не позволило им пройти на основной турнир ESL One Cologne 2016 .

Например, Cloud9 , одна из сильнейших команд Северной Америки, стартовав на отборочном чемпионате с двумя победами и одним поражением, случайным образом вышла на два коллектива, входящие в топ-10 мира - Team EnVyUs и G2 Esports . Проиграв оба матча, американцы закончили борьбу и будут вынуждены наблюдать за major"ом в качестве зрителей.


n0thing вместе с Cloud9 не смогли совладать со швейцарской системой

В то же время их североамериканским соотечественникам из OpTic Gaming повезло больше. В решающей стадии они вышли на HellRaisers , которые смотрелись менее устрашающе, чем французы, и канадцы смогли оформить себе путёвку на ESL One Cologne 2016.

Из восьми команд, которые попали на квалификацию по результатам прошлого major-турнира в Коламбусе, лишь два коллектива не смогли добиться успеха и получить заветные квоты.

Также стоить заметить, что на основном турнире ESL столкнулись с проблемой обычного группового формата. В одну из групп попали

Сформированные компьютерной программой пары соперников являются, как правило, окончательными. Исключение из этого правила может быть сделано при выявлении ошибки (например, неправильно был введен в программу результат какой-либо сыгранной партии). Также пары соперников могут быть изменены (в том числе и с проведением повторной компьютерной жеребьевки) по мотивированному решению главного судьи соревнований или лица, его замещающего.

1.15.6. Проведение жеребьевки по системе с усеченным коэффициентом Солкофа.

1.15.6.1. Статьи 1.15.5.1 - 1.15.5.5 действительны и для этой системы.

1.15.6.2. Во всех последующих турах, начиная с третьего, классификация производится следующим образом:

Сначала участники разделяются на очковые группы и располагаются в порядке убывания количества очков;

Внутри очковых групп участники классифицируются в порядке убывания величины усеченного коэффициента Солкофа (т.е. суммы очков всех соперников, исключая худшего);

Участники, имеющие равные величины усеченного коэффициента Солкофа, классифицируются на основании порядкового номера первого тура.

1.15.7. Система жеребьевки с применением текущего коэффициента Бухгольца.

1.15.7.1. действительна и для этой системы.

1.15.7.2. В первом туре первый участник играет с последним, второй - с предпоследним и т.д. Цвет определяется в первой паре жребием. Все участники из верхней половины, имеющие нечетные номера, играют тем же цветом, что и первый, а имеющие четные - противоположным.

1.15.7.3. Перед вторым туром участники разделяются на очковые группы, а внутри очковых групп располагаются на основании своих порядковых номеров первого тура.

1.15.7.4. Образование пар начинается с верхней очковой группы. Если количество участников в группе нечетное, то первый участник опускается в следующую очковую группу и встречается с последним участником этой группы. Если эти участники уже встречались между собой, то соперником участника из верхней группы становится предпоследний и т.д. Если первый участник верхней группы играл со всеми участниками нижней группы, то опускается второй участник верхней группы и т.д.

1.15.7.5. В группах с четным количеством участников первый играет с последним. Если первый уже играл с ним, то он играет с предпоследним и т.д. Когда соперник для первого участника очковой группы найден, эти два участника выводятся из списка и процедура повторяется в том же порядке. Если в один момент окажется, что для первого из оставшихся участников очковой группы нет соперника в своей группе, то последняя из образованных пар разбивается и для первого подбирается другой участник.

1.15.9. Положением или Регламентом о соревновании может быть предусмотрен и иной порядок проведения жеребьевки. Например, принудительная жеребьевка в первых турах, жеребьевка участников по группам и т.д.

Это к разговору, начатому в последнем подкасте – о том, как быть, если увеличение числа команд в нашей лиге и дальше пойдёт в той же прогрессии.

Не знаю, как будет в январе – может быть, от нас пара команд отвалится и никаких проблем не возникнет, а может быть, в очередной раз заявятся 4-5 команд-новичков. Как я уже говорил, последний вариант развития событий поставит нас перед необходимостью реформировать чемпионат, поскольку в один круг мы такое количество не прогоним – не хватит игровых дней. Даже если сократить кубковые раунды до одного матча, всё равно не хватит.

Тем не менее выход всегда есть.

Один я уже предложил – разбить чемпионат на два этапа, при этом на первом команды будут разбиты на подгруппы и сыграют в них 18-20 туров, а на втором в финальной пульке сойдутся лучшие (победители групп или же по две лучшие из каждой), которые в коротком турнире в 3-4-5 туров определят чемпиона и призёров.

Однако есть и второй вариант, достаточно любопытный. Речь идёт о швейцарской системе, у которой тоже, безусловно, есть масса минусов, но есть и несомненные преимущества.

Если кому-то лень читать или же кто-то не совсем понял, объясню попроще. При швейцарской системе количество туров, вне зависимости от числа команд, оговаривается заранее. По отношению к нам это может быть, к примеру, 20 туров, если речь идёт обо всём чемпионате полностью, либо, скажем, 17-18, если нам нужно таким образом «оформить» только первый этап.

Пары в 1-м туре определяются по жребию или же по коэффициенту (мелочь, которая быстро решается), а начиная со 2-го в пары всякий раз сводятся команды С ОДИНАКОВЫМИ ИЛИ С ПРИМЕРНО ОДИНАКОВЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ. То есть, лидеры – с лидерами, середняки – с середняками, а аутсайдеры – с аутсайдерами. Грубо говоря, если ты в первом туре выиграл, то в соперники тебе уготована команда, которая тоже победила, а если проиграл – то следующий матч проведёшь с проигравшим. И так – на протяжении всей дистанции, хотя, конечно, чем дальше, тем труднее выбирать абсолютно равных, в концовке турнира порой приходится «сталкивать» и не самые «равные» команды. При этом повторения пар быть не может – иными словами, ранее сыгравшая пара в чемпионате уже не встретится, даже если она после какого-то тура занимает первые два места в таблице с равными показателями.

Несомненным плюсом этой системы является то, что всем сильнейшим командам в итоге так или иначе придётся сыграть между собой. Практика показывает, что даже при наличии 90-100 участников (команд) и заявленных 20 турах к концу турнира между собой почти обязательно сыграют первые 14-15. Какие-то «дыры» там, конечно, возможны, но исключительно по причине того, что в последнем туре кто-то из «верхушки» неожиданно крупно сольёт и провалится, а кто-то из серединки крупно выиграет и резко поднимется. Однако лидеров, первые 5-6 команд, это никогда не касается – все они между собой сыграют на 99,9% обязательно.

Теперь о минусах «швейцарки» . Первый и самый значительный – эта система всегда (во всяком случае я не припоминаю исключений) применялась в индивидуальных видах спорта и играх – шахматах, шашках, рэндзю и т.п. Хотя в шахматах «швейцарка» активно применялась и в командных соревнованиях, в частности – на шахматных Олимпиадах. Если вы из прочитанного уяснили, о чем идет речь, то сразу и второй минус – команды не смогут сыграть хотя бы по разу с каждым из всех соперников. (Правда, при нескольких десятках участников это и на фиг никому не нужно. Мы ведь как раз от этого и хотим уйти.) Есть еще третий, скрытый и не очень приятный – для «швейцарки» в командном турнире требуется ЧЁТНОЕ количество участников. Хотя, при желании, эта проблема тоже решается.

Короче говоря, я предлагаю: пока есть время (сезон впереди), вникнуть в специфику швейцарской системы и либо одобрить ее в качестве ВОЗМОЖНОГО способа проведения последующих чемпионатов, либо отвергнуть. При этом учесть разные нюансы: а) ее можно применить для всего чемпионата в целом; б) ее можно в укороченном варианте применить только для первого этапа чемпионата, по окончании которого лучшие 4 (5, 6) команд обычным круговым турниром в один круг разыграют три первых места.

Вот еще что: в шахматах (это я знаю точно – в своё время изучал их историю) порой бывали случаи, когда ушлые гроссы в турнирах по «швейцарке» умышленно сливали партию, чтобы опуститься в таблице ниже – там им доставались соперники послабее, за счёт которых можно было прыгнуть резко вверх. Но такое происходило нечасто и особого успеха не имело, победить такой тактикой никому не удавалось. У нас же, в прогнозировании, это и вовсе выглядит полным абсурдом.

И, конечно же, «швейцарка» – невыносимая головная боль для судей, которым после каждого тура приходится долгое время проводить в размышлениях над турнирной таблицей, чтобы в следующем туре составить пары, максимально удовлетворяющие условиям системы.

Тем не менее такая овчинка выделки стОит, уж поверьте.

ШВЕЙЦАРСКАЯ СИСТЕМА используется тогда, когда число участников соревнования значительно превосходит возможное количество игровых дней или кругов. Количество кругов (К ) вычисляется по формуле К = log 2 N + log 2 (Р– 1) , где N – число участников; Р – число призовых мест (при Р =1 вторая часть формулы равна нулю). Например, для выявления победителя из 8 участников достаточно три круга, при 16 – четыре круга и т. д. Чтобы выявить тройку сильнейших, нужно соответственно четыре круга при 8 участниках, пять при 16 и т.д.

Общее количество матчей (М Ш ) определяется формулой: М Ш = (N·К)/2 , где N – число участников соревнования.

Швейцарская система не имеет чётко составленной турнирной сетки или таблицы, а имеется своего рода алгоритм проведения соревнования, который приведён ниже. В качестве примера выбрано 17 участников.

1-й круг

Группа сильных

1

2

3

4

5

6

7

8

Группа слабых

16 17*

Набранные очки

2-й круг

Очковая группа «1»

1

2

3

Набр. очки за 2 круга

Очковая группа «0»

9

17**

10

11

12

Набр. очки за 2 круга

3-й круг

Очковая группа «2»

1

2

Набр. очки за 3 круга

Очковая группа «1»

5

6

7

8

9

Набр. очки за 3 круга

Очковая группа «0»

13

Набр. очки за 3 круга

4-й круг

Очковая группа «3»

1

Набр. очки за 4 круга

Очковая группа «2»

3

4

5

Набр. очки за 4 круга

Очковая группа «1»

9 **

11

12

13

Набр. очки за 4 круга

5-й круг

Очковая группа «3»

1

2

Набр. очки за 5 кругов

Очковая группа «2»

6

7

8

Набр. очки за 5 кругов

Очковая группа «1»

14

15

Набр. очки за 5 кругов

Алгоритм проведения соревнования

Желательно чтобы в соревновании участвовало чётное число игроков, но допускается и нечётное. Все участники разбиваются на две равные группы либо по рейтингу (группа сильных и группа слабых), либо по жребию.

В 1-м круге пары соперников разбиваются по принципу: сильнейший из первой группы против сильнейшего из второй, второй по силе из первой группы против второго по силе из второй и т.д. (В таблице каждая пара соперников выделена или чёрным , или голубым цветом). Если, например, в турнире 32 участника, то первый (по рейтингу) играет с 17-м, второй с 18-м и т. д. При нечётном числе игроков игрок, имеющий последний номер, получает в 1-м круге очко без игры (в таблице участник под номером 17).

В следующих кругах все участники разбиваются на группы, в которых участники имеют, как правило, одинаковое количество набранных очков. В таблице жирным шрифтом отмечены номера участников выигравшие свои матчи. Так, после 1-го круга, групп будет две: с 1 очком (выигравшие) и с 0 очками (проигравшие). Если в группе оказывается нечётное количество игроков, то один игрок переводится в следующую, нижнюю очковую группу (в таблице участник под номером 17).

Пары соперников для следующего круга составляются из одной очковой группы по тому же, что и в 1-м круге, рейтинговому принципу: лучший игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы. Но при этом не допускается, чтобы одни и те же участники встречались более одного раза .

Места в турнире распределяются по набранному количеству очков. Места для участников, набравших одинаковое количество очков, обычно распределяются:

  • по коэффициенту прогресса – более высокое место получает игрок, который по ходу турнира дольше находился на более высоком месте (подсчитываются занимаемые места в каждом круге).
  • по коэффициенту Бухгольца, который определяется как сумма очков, набранных всеми соперниками данного игрока в турнире;
  • по среднему рейтингу соперников. Тоэтому, у кого соперники имеют более высокий средний рейтинг, присуждается более высокое место.

Достоинства системы :

  • подбор пар в каждом круге организован так, чтобы обеспечить в итоге уверенное распределение мест согласно набранным очкам;
  • когда не применяется или не существует рейтинг, она имеет преимущества перед олимпийской системой и её разновидностями. Даже совершенно случайный посев (жеребьёвка) в очковой группе (с учетом ограничения неповторяемости пар) не имеет большого значения. Участник, если в первых кругах проигрывает сильнейшими, то продолжает играть и может набирать очки. Это особенно важно в турнирах с участием игроков различного уровня, в которых слабейшие заведомо не добираются до первых мест, но получают турнирный опыт;
  • в каждом круге (кроме первых: одного-двух) встречаются игроки примерно равной силы, причём обеспечивает существенное улучшение позиции в турнире, а поражение чувствительно опускает игрока вниз. Это создаёт напряжённую и интересную борьбу;
  • никаких групп, сеток, первых и вторых финалов.

Недостатки:

  • определяются победитель, призёры и аутсайдеры, но в середине турнирной таблицы чёткого распределения мест нет;
  • иногда случается так, что два победителя, набравшие равное количество очков, не встречались между собой в течение турнира. Победителя приходится определять по дополнительным коэффициентам, что, конечно, не так интересно, как финальный матч претендентов в других системах;
  • фактическая реализация достаточно сложна, что требует либо использование компьютерной программы, либо очень опытного судьи. В последнем случае, как правило, ошибки неизбежны. Правда, они не сильно влияют на конечный результат;
  • при компьютерном варианте реализации системы, в случае отказа одного или нескольких участников, приходится составлять пары вручную, что также требует большего опыта. В швейцарской системе невозможно поступить как в круговой, где результат выбывшего игрока аннулируется, если тот сыграл менее половины предусмотренных кругов, а в противном случае тем, с кем он не сыграл, присуждается очко. То есть невозможно отменить результаты предыдущих матчей, т.к. в этом случае некоторые участники потеряют одну игру.
  • при нечётном числе участников в каждом круге присуждается одна техническая победа (правда, имеющему наименьшее число очков);
  • участники не могут прогнозировать, с кем им придётся встречаться в следующих кругах, как это возможно в разновидностях олимпийской системы.