Можно ли в шашках есть ходом назад. Можно ли в шашках рубить назад пешкой. Можно ли в шашках есть назад — правила разных видов шашек. Игровое поле. Начальная позиция

Правила игры в Русские шашки

Цель игры - съесть все шашки противника или «запереть» их (т.е. лишить возможности хода)

Игра ведется только по тёмным полям. Шашечная доска располагается между партнерами таким образом, чтобы слева от играющего находилось тёмное угловое поле. В начальной позиции у каждой стороны по 12 шашек, которые занимают первые три ряда с каждой стороны

Шашки делятся на простые и дамки. В начальном положении все шашки простые. При достижении последнего (восьмого от себя) горизонтального ряда, простая шашка превращается в дамку

Ходы делаются по очереди, передвижением своей шашки на незанятое поле. Пропуск хода не допускается. Первый ход всегда делает игрок, играющий белыми. Простая ходит только вперёд на одну клетку по диагонали. Дамка ходит по диагонали на любое поле, как вперёд, так и назад, причём через свои шашки она перескакивать не может

Если простая шашка находится рядом с шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через эту шашку на свободное поле, после этого, шашка соперника снимается с доски. Если при этом возникает возможность продолжить взятие других шашек соперника, то это взятие должно быть произведено. При бое через дамочное поле простая шашка превращается в дамку и продолжает бой по правилам дамки. За один ход шашку противника можно побить только один раз (правило турецкого удара). Согласно этому правилу, если при бое нескольких шашек противника шашка или дамка повторно выходит на уже побитую шашку, то ход останавливается. Побитые шашки противника снимаются только после завершения хода. Взятие шашки соперника является обязательным и производится как вперед, так и назад. При нескольких вариантах взятия, например, одну шашку или две, игрок выбирает вариант взятия по своему усмотрению.

Выигрыш

Ничья

  • если участник, имеющий три дамки (и более) против одной дамки противника, за 15 ходов не возьмёт дамку противника;
  • если в позиции, в которой оба участника имеют дамки, не изменилось соотношение сил (не было взятия, ни одна простая шашка не стала дамкой) на протяжении:
    • в 2-х и 3-х фигурных окончаниях – 5 ходов,
    • в 4-х и 5-и фигурных окончаниях – 30 ходов,
    • в 6-и и 7-и фигурных окончаниях – 60 ходов;
  • если участник, имея:
    • три простые,
    • три дамки,
    • две дамки и простую,
    • дамку и две простые,
  • если в течение 15 ходов участников делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия.

Правила игры в Поддавки (Обратные шашки)

Поддавки это шашки с обратной целью игры - потерять все свои шашки: заставить противника их «съесть» или «запереть».

Правила игры в Диагональные шашки

Правила аналогичны правилам игры в русские шашки, но начальная расстановка - иная (большая диагональ свободна, сверху и слева от неё все клетки заняты черными шашками, снизу и справа - белыми).

Правила игры в Международные шашки

Для игры используется доска 10×10 клеток. Шашки расставляются на чёрных полях первых четырёх горизонтальных рядов с каждой стороны. Играющий белыми ходит первый, далее ходы делаются поочередно. Шашки делятся на простые и дамки. В начальном положении все шашки простые.

Простая шашка ходит по диагонали вперёд на одну клетку. При достижении любого поля последней горизонтали, простая шашка превращается в дамку.

Дамка ходит по диагонали на любое свободное поле как вперёд, так и назад.

Взятие обязательно, если оно возможно. Шашки снимаются с доски лишь после того, как берущая шашка остановилась.

При взятии применяется правило турецкого удара - если при бое нескольких шашек противника шашка или дамка повторно выходит на уже побитую шашку, то ход останавливается (то есть, запрещается дважды брать одну и ту же шашку, при этом можно пересекать дважды одно и то же пустое поле).

Если есть несколько вариантов взятия, нужно выполнить тот из них, который снимает максимальное количество шашек соперника (независимо от их качества - и простая, и дамка считается одной шашкой). Если всё ещё вариантов несколько, можно выбрать любой из них. Если имеется выбор боя дамкой или простой, то можно брать любой из них, соблюдая и в этом случае правило взятия наибольшего количества шашек.

Если простая шашка в процессе взятия достигает дамочного поля и может бить дальше в роли простой шашки, то она этим ходом продолжает бой и остаётся простой. В противном случае она превращается в дамку и останавливается. Право боя по правилам дамки она приобретает лишь со следующего хода.

Выигрыш

Партия считается выигранной в следующих случаях:

  • если один из участников покинул партию или заявил о том, что сдаётся;
  • если шашки одного из участников заперты и он не может сделать очередной ход;
  • если у одного из соперников побиты все шашки.

Партия считается закончившейся вничью в следующих случаях:

Ничья

  • если один из участников предлагает ничью, а другой её принимает;
  • при невозможности выигрыша ни одного из соперников;
  • три (или более) раза повторяется одна и та же позиция (одно и то же расположение шашек), причём очередь хода каждый раз будет за одной и той же стороной;
  • участники в течение 25 ходов делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия;
  • если участник, имея:
    • три простые,
    • три дамки,
    • две дамки и простую,
    • дамку и две простые,
    против одной дамки противника, находящейся на большой дороге (главной диагонали доски), за 5 ходов не возьмет дамку противника;
  • на доске остаются пять дамок или четыре дамки и одна простая шашка против двух дамок, а сильнейшая сторона своим 50-м ходом не добьётся выигранной позиции.

Шашечная нотация

По нотации, принятой в международных шашках, все чёрные поля имеют номера (от 1 до 50). Нумерация доски начинается со стороны чёрных и идёт справа налево. Для записи хода простой шашки или дамки обозначают сначала поле, где шашка или дамка стояла, затем ставят тире и записывают поле, на которое она ставится (например: 8-12). При записи взятия (боя) вместо тире ставится двоеточие (например: 12:21, 47:24:35).

Правила игры в Английские шашки (Чекерс)

Правила игры в Английские шашки (Чекерс) очень похожи на правила игры в Русские шашки, но имеют некоторые отличия:

  • первым ходит игрок, играющий черными шашками
  • простая шашка не может бить назад;
  • дамка может ходить только на одно поле в любом направлении;
  • дамка может бить только через одно поле в любом направлении;
  • бить можно произвольное количество шашек.

Если простая шашка в процессе взятия шашек соперника достигает поля последней горизонтали и ей предоставляется возможность дальнейшего взятия по правилам боя дамкой, то она превращается в дамку, останавливаясь на поле последнего ряда. Право взятия по правилам дамки она приобретает лишь со следующего хода.

Выигрыш

Партия считается выигранной в следующих случаях:

  • если у одного из соперников побиты все шашки;
  • если шашки одного из участников заперты и он не может сделать очередной ход;
  • если один из участников заявил о том, что сдаётся.

Ничья

Партия считается закончившейся вничью в следующих случаях:

  • если один из участников предлагает ничью, а другой её принимает;
  • три (или более) раза повторяется одна и та же позиция (одно и то же расположение шашек), причём очередь хода каждый раз будет за одной и той же стороной;
  • в течение последних 40 ходов не произошло изменения сил, то есть никому из игроков не удалось провести хотя бы одну шашку в дамки, и не было удалено с доски хотя бы одной шашки или дамки.

Обращаем ваше внимание на то, что игра будет сохранена в историю, и за нее буду начислены очки только в том случае, если было выполнено 3 и более перехода хода (например, 2 хода белых и один черных для режима «Русские шашки»).

Панель режимов

Панель режимов позволяет выбрать текущий режим игры.

Верхняя панель кнопок

Ход назад , Ход вперед - позволяет отменять и повторять ходы в игре с компьютером.

Предложить ничью позволяет отправить сопернику предложение о ничьей. В случае его согласия игра будет завершена как ничья, при этом количество очков у обоих игроков не изменится;

Сдаться

Новая игра – начать новую игру с компьютером.

Покинуть игру

Дополнительные кнпоки в совместной игре

Предложить ничью позволяет отправить сорпенику предложение о ничьей. В случае его согласия игра будет завершена как ничья, при этом количество очков у обоих игроков не изменится;

Сдаться - завершает игру (засчитывается поражение).

Покинуть игру - позволяет немедленно завершить текущую игру (засчитывается поражение).

Нижняя панель кнопок

Настройки - открывает меню настроек, в котором вы можете:

  • Выбрать цвет фигур;
  • Изменить уровень сложности компьютера;
  • Включить или выключить автоматический ход для ситуаций, когда по правилам игры существует единственно возможный ход;
  • Включить отображение взятых фигур и истории ходов;
  • Включить или выключить звук;
  • Запретить другим игрокам приглашать вас в игру;
  • Открыть черный список.

Описание - открывает описание игры.

Вопросы и отзывы - открывает гостевую книгу, в которой вы можете оставить отзыв или пожелание к игре.

История - история всех ваших игр с указанием даты игры, противника и его места в рейтинге.

Жёлтым цветом отмечены выигранные вами партии, красным – проигранные, синим – завершенные ничьей.

Звёздочкой отмечены игры, занесённые вами в избранное.



Очки начисляются только за победы над противниками (за ничьи и победы над компьютером очки не начисляются).

Система рейтингов Эло, коэффициент Эло - метод расчёта относительной силы игроков в играх, в которых участвуют двое игроков. Эту систему рейтингов разработал американский профессор физики венгерского происхождения Арпад Эло.


В личном кабинете вы можете указать дополнительную информацию о себе, загрузить фото, изменить пароль, а также хранить и осуществлять личную переписку с другими зарегистрированными игроками.

Вы можете играть без регистрации в качестве гостя. После регистрации и/или авторизации вы получите доступ в личный кабинет и сможете отправлять другим игрокам личные сообщения.

Чтобы зарегистрироваться надо просто ввести имя (от 3 символов) и пароль (не менее 5 символов). Если такое имя уже зарегистрировано в игре, вам придется выбрать другое.

06/10/2011
Вот и кончилось лето... За это любимое нами время в нашем ассортименте произошло огромное множество изменений, вывесить которые на сайт просто не дошли руки. Сейчас в офисе намного комфортнее, чем на улице, - это поможет нам все необходимые новинки доразместить. А сегодня хотим...
25/02/2011
В преддверие весны с её непременным ощущением близости тепла и отдыха, выездов на дачу и поездок в отпуск мы в спешном порядке ввели в свой ассортимент несколько различных коплектов шахмат на дубовых досках, размерами 33*33 см. Именно этот размер в березовом исполнении по отзывам...
13/12/2010
Вот и Новый год не за горами. А за ним череда выходных, продолжающаяся аж до 10 января. Где встретить Новый год? С кем? А главное, - чем заняться в длинные новогодние каникулы? Мы верим, что Новый год, - праздник объединяющий людей. А значит встречать его будут в компаниях. А значит и...

Правила игры в шашки

Правила игры Русские шашки.


В игре участвуют 2 игрока, каждый из них в начале игры имеет по 12 шашек (у каждого игрока комплект шашек своего цвета стандартно белые и черные). Игра ведется на стандартной шахматной доске (8x8) повернутой так, что бы перед игроком играющим белыми в левом нижнем углу клетка (поле) была черного цвета. В процессе игры используются только 32 поля (черного цвета).

В начальной позиции шашки занимают по 3 горизонтали с каждой стороны.



Играющий белыми ходит первый, далее поочередно по одному ходу за раз. Шашки бывают двух типов: простые и дамки. Дамка обычно обозначается либо двумя шашками, поставленными друг на друга, либо перевернутой шашкой.



На этой картинке изображено различие обозначений простых и дамок, - на полях a1, e3 расположены белые простые, на полях h8, g7 белые дамки, на полях a5, h4 черные простые, на полях b8 и h2 черные дамки. Простая (в начальной позиции все шашки являются простыми) становится дамкой в случае достижения в процессе игры последней, относительно игрока ее "владельца", диагонали.



Белая простая g7 следующим ходом может стать дамкой, пойдя либо на поле h8 либо на поле f6.

Простая может ходить двумя способами:

а) тихий ход - передвижение простой вперед по диагонали на любое свободное соседнее поле (назад тихий ход не осуществляется),



например: в начальной позиции белая простая e3 может пойти на f4 или на d4, в то время как простая a3 имеет только один вариант на b4;

б) бой - при котором простая может перепрыгнуть (ударить, съесть) через простую или дамку соперника, находящуюся на соседнем поле по диагонали, при условии что следующее по той же диагонали поле свободно.



На картинке белая простая может побить в четырех направлениях на с1, g1, c5, g5.

В случае если после боя бьющая шашка имеет возможность побить еще, то бой следует продолжать (бой может осуществляться в любых направлениях с учетом ограничений описанных в пункте 2)



На картинке белая простая может побить в двух направлениях либо e3:c5:e7, либо e3:g5. После боя "битые" шашки соперника снимаются с доски.

Простая в процессе боя достигнувшая последней диагонали становится дамкой и при возможности продолжает бой как дамка, по правилам боя для дамок.



На картинке белая простая b6 может побить 2 шашки окончив бой либо на поле f6 либо g5 либо h4 при этом превратившись в дамку,



на этой иллюстрации белая простая b6 может побить 2 шашки окончив бой либо на поле g5 либо h4 при этом тоже превратившись в дамку).

Ход дамкой также может быть двух типов:

а) тихий ход - двигаться в любом направлении по диагонали, на любое количество полей (только в одну сторону за раз)



Белая дамка может ходить в четырех направлениях на любое из полей g1, c1, d4, c5, b6, f2, d2, f4, g5, h6);

б) бой - при котором дамка, может перепрыгивать через любую простую или дамку соперника находящуюся в любом направлении от бьющей дамки по диагонали, если за ней (простой или дамкой соперника) по диагонали есть свободное поле. Если за бьющейся шашкой в направлении боя есть несколько свободных полей подряд, то бьющая дамка может занять любое из них. Если с одного или нескольких этих полей можно продолжить бой, либо в том же направлении либо перпендикулярно ему то необходимо это сделать по одному из направлений (на выбор) и так далее



У белой дамки есть выбор из трех вариантов боев g1:e3:c1, g1:d4:g7, g1:d4:h8.

После боя дамкой "сбитые" шашки соперника также снимаются с доски.

Если при ходе одного из игроков есть возможность совершить несколько различных тихих ходов и ни одного боя, то игрок может выбрать любой из вариантов (В начальной позиции у белых есть 7 вариантов тихих ходов, и они могут выбрать любой).

В случае если при ходе одного из игроков есть возможность совершить бой и еще несколько тихих ходов, то необходимо бить.



Сделаем пару ходов из начальной позиции с3 - d4, b6 - c5 - теперь белым обязательно необходимо бить d4: b6.

Если есть несколько различных боев и несколько тихих ходов, то нужно выбрать любой из боев.



Ход черных и им необходимо выбирать из двух боев a7: c5 или c7: a5.

Если ход был сделан не по правилам, то необходимо сделать ход заново по возможности той же шашкой.

2. Ограничения.

В процесс боя шашки снимаются после окончания хода (турецкий удар)



Здесь у белых есть замечательная возможность выиграть 1.b2-c3 черные должны бить 1… a5:e1:g3:e5 и все шашку d4 бить нельзя, после чего белые бьют 2. d4:f6:d8:a5 с выигрышем.

Шашку нельзя бить больше чем один раз


Тут изображена позиция, в которой у белых есть несколько вариантов боя: e1:c3:a5; e1:c3:e5:g3:e1; e1:g3:e5:c3:e1; e1:g3:e5:c3:b4, однако все шашки соперника за один раз e1:c3:e5:g3:e1:a5 белые побить не могут, поскольку в этом варианте шашка d2 бьется дважды, а это запрещено.

3. Цель игры.

Побить или запереть (при ходе соперника у него есть шашки, но они не могут совершить ни одного хода) все шашки соперника. Если этого не удается достичь ни одному из соперников, то присуждается ничья.

4. Нотация и условные обозначения.

Каждое поле на шашечной доске имеет свое обозначение. Для этого горизонтальные ряды получают номера от 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, а вертикальные ряды обозначаются латинскими буквами a, b, c, d, e, f, g, h. Поле, находящееся на пересечении вертикали d и горизонтали 4 обозначается как d4. По аналогичной схеме даются обозначения всем полям на доске.



Тихий ход шашкой с поля c3 на поле d4 будет записан как с3-d4 или cd4 (сокращенная запись),



бой же обозначается так e3:c5:e7 или e3:e7 или e:e7.

Запись 11.a3-b4 d6-e5 означает, что на 11-м ходу белые пошли a3-b4, а черные ответили d6-e5

P.S. В последнее время соревнования по русским шашкам проводятся по двум вариантам - классические русские шашки и т.н. турниры с выборочным жребием.

Второй вариант предполагает наличие официально утвержденного списка начальных 2-3 ходов (а также вариант, когда по одной шашке каждой стороны в начале партии занимают какое-либо иное положение - "летучие" шашки). Перед партией (или микро- матчем) соперники жребием определяют номер дебюта или начальной позиции. Данный вариант настольной игры разрабатывался ведущими российскими гроссмейстерами с целью "оживить" игру и избежать предполагаемой "ничейной смерти" русских шашек, где теоретические разработки достигли критического порога. Список дебютов и позиций, применяемых в таких турнирах, постоянно пересматривается и утверждается РФШ раз в два года.

Диагональные шашки.


Правила полностью совпадают с правилами русских шашек, но отличается начальная расстановка.



80-клеточные шашки.


Правила аналогичны русским шашкам, но доска имеет ширину 10 клеток, а высоту 8.

Русские башни.


Правила игры совпадают с шашечным правилами, но отличаются тем, что побитая шашка противника не снимается с доски, а забирается под бьющую башню, причем, если бьется башня, то с нее снимается только верхняя шашка! Если бьются несколько шашек противника, то они забираются одна за другой и на конечном поле образуется "башня" ("столб"). Башня передвигается вся сразу и ходит по правилам своей верхней шашки, как простая либо дамка. Башня, как и одиночная шашка, может проходить в дамки, причем дамкой становится только верхняя шашка. При взятии башни с нее снимается одна верхняя шашка, а находящаяся под ней шашка вступает в права в соответствии со своим цветом. В результате игрок может освобождать свои шашки, захваченные ранее противником, причем ранее сбитая и впоследствии освобожденная дамка в дальнейшем является простой

Международные шашки.

Игра ведется на доске 10х10 клеток. Шашки занимают первые четыре ряда с каждой стороны, располагаясь на темных клетках.

Противники ходят поочередно, перемещая шашки своего цвета. Обычная шашка (в начале партии все шашки обычные) может совершать два типа ходов:

Тихий ход - перемещение шашки на одно поле вперед по диагонали. Согласно правил игры, тихий ход возможен, если соответствующее поле свободно и нигде на доске не требуется выполнить взятие шашки соперника.

Взятие шашки противника - перемещение шашки на два поля вперед или назад по диагонали, перепрыгивая при этом через шашку противника, которая затем снимается с доски (простая шашка может бить назад).

В международных шашках, в отличие от русских, при бое простой шашкой через "поле превращения" (одно из полей дальней от игрока горизонтали) она не превращается в дамку, и продолжает бой по правилам простой.

Когда обычная шашка достигает последней горизонтали она становится дамкой. Дамки способны перемещаться на произвольное количество полей по диагонали, причем как вперед, так и назад.

По правилам игры в международные шашки - взятия шашек противника обязательны. Если после взятия одной, есть возможным побить ещё одну шашку соперника, взятие продолжается. Если существует несколько вариантов битья, бить необходимо максимально возможное количество шашек.

В международных шашках выигрывает тот, кому удалось уничтожить или заблокировать движение всех шашек противника.

Шашки - уголки.

Игра ведется на доске 8х8. Каждый игрок имеет по девять шашек, которые располагаются в форме квадрата 3х3 в первом ближнем (для каждого) углу доски. В настольной игре уголки шашки ходят на одну клетку, соседнюю по горизонтали или вертикали, или прыгают через фишку, которая стоит на соседней (по горизонтали или вертикали) клетке, если за ней место свободно. В шашки уголки выигрывает тот кто первым займет угол противника.

Шашки - поддавки.

Правила игры в шашки-поддавки аналогичны правилам в русские или международные шашки, только цель игры - поддать или запереть все свои шашки.

Чеккерс.

Чекерс (Checkers) - самая популярная в США настольная игра. Правила игры в Чекерс очень похожи на правила игры в русские шашки, но имеют следущие отличия:

Простая шашка не может бить назад;

Дамка может ходить только на одно поле в любом направлении;

Бить можно произвольное количество шашек.

Шашки - это интеллектуальная игра , в которой используется игровая доска и шашки. Это очень интересная и занимательная игра, она развивает логику. Многие умеют играть в шашки и думают, что умеют это делать хорошо. Возможно, это так. Но чтобы играть хорошо, нужно не просто знать правила.

Да, для победы нужно обязательно знать правила. Но чтобы выигрывать постоянно, нужны немалые навыки, хитрости и большая практика.

Предлагаем вам некоторые советы о том, как выиграть в шашки.

  • Для начала, как бы смешно это ни звучало, нужно перестать упорно хотеть выиграть. Казалось бы, это глупое заявление, так как конечная цель игры - победа. Но, тем не менее, сильный упор на победу может стоить проигрыша, так как при концентрации на победе невольно появляется рассеянность, а это недопустимо в этой игре.
  • Немного абсурдно, но каждый знает, что для того, чтобы уметь выигрывать, нужно уметь и проигрывать. Прежде чем выиграть, нужно партий сто проиграть. Не нужно записывать, сколько вы раз проиграли, вы сами почувствуете, когда переступите это черту. Но проигрывать надо не просто так, а с ценным опытом для будущего и знаниями о том, как победить в шашки

Как быстро выиграть в шашки, знают самые опытные игроки. А вот начинающим и более неопытным не следует спешить. Ведь спешка - главный враг победы в шашках.

  • В процессе игры у вас должна быть цель: дойти как можно быстро в дамки и не позволить этого сделать своему противнику. Ведь дамка - это очень мощная фигура в шашках. Сила ее состоит в том, что она может двигаться в любом направлении (не ломая линию, конечно) и «съедать» противников на разных расстояниях. Когда появляется дамка, как раз и начинается «разгар» игры.
  • Нужно стараться добиться того, чтобы собственных шашек оставалось больше, чем шашек противника. Конечно же, это даст вам больше шансов и возможностей для победы.
  • Старайтесь занимать своими шашками центральные клеточки поля. Потому что шашка, которая стоит «возле борта», владеет меньшей силой, чем шашка, которая стоит в центре.
  • Продумывайте свои действия наперед. Чем глубже ваши соображения, чем у вас больше шансов обыграть противника.
  • Игроки в шашки, наверное, слышали, что в начальной позиции может быть 7 ходов. Но это не так. Не проигрывают первые два хода белыми 1.c3-b4 и 1.c3-d4. Это мало кто знает. Так что запомните эти комбинации, чтобы знать, как победить в шашки.

Комбинации в шашках - грозное оружие. У играющего то и дело возникает вопрос: «А не могу ли я тут провести комбинацию?», или - «А не сможет ли провести ее противник, если я пойду так?». Но в турнирных партиях время, отпускаемое на обдумывание, ограничено, искать комбинацию при каждом ходе - непозволительная роскошь. Поэтому важно знать, когда такой поиск достаточно обоснован, то есть знать признаки, говорящие о повышенной вероятности успеха поиска. Эти признаки называются комбинационными мотивами. Один из них - решето (решетчатое расположение шашек). Если в вашем лагере решето, противнику легче осуществить шашечную комбинацию: ведь для комбинации ему нужно переместить ваши шашки так, чтобы стал возможен заключительный удар, а при решете они уже стоят таким образом, что почти все готово для этого Удара.

Н. Грушевский
У черных явное решето. Играющего белыми это должно стимулировать на тщательный поиск комбинации. «Нельзя ли заставить черную шашку а5 перейти на сЗ?» - задумывается он. И оказывается, что это удается сделать!
1.e3-d4! c5:cl 2.h4-g5! h6:f4 14 3.e1-d2! c1:еЗ 4. a3-b4X.
Конечно, в игре приходится временно создавать в своем лагере решето, так как без этого иногда невозможно развитие шашек. Бывает, что решетчатая позиция какой-то группы шашек даже выгодна. Но надо помнить: в комбинационном отношении решето опасно! Поэтому, прежде чем допустить его у себя, проверьте, не появится ли тогда у противника комбинация. А если решето в лагере противника, ищите, нет ли комбинации у вас.

Вот еще две позиции, где решето является мотивом, побуждающим искать комбинацию:

Другие наиболее важные комбинационные мотивы - свободный темп и шашка возле открытого дамочного поля. О них побеседуем в следующий раз, а сейчас - упражнения. В предлагаемых примерах либо уже имеется решето, либо оно возникает, если сделать указанный в них ход. Этот мотив создает для противника возможность провести победную комбинацию. Постарайтесь ее найти, не передвигая шашек на доске.

Свободный темп

Сначала о свободном темпе (под темпом в шашках понимается единица измеряемого ходами «игрового времени», то есть один ход). Пусть ваши белые. Тут ход черных. Что будет, если они нападут на шашку f4? Посмотрим. 1 … f6-e5. Итак, под ударом ваша шашка. Поэтому вы заранее знаете и следующий ход противника - он должен будет ее побить. Вы как бы имеете свободный темп - свободный в том смысле, что какой бы ход вы ни сделали, противник помешать вашему плану своим ответным ходом не сможет: он будет обязан взять шашку f4. Это, разумеется, сильно облегчает подготовку комбинации. Вы начинаете ее искать и … находите! 2. c1-b2! e5:g3 3.e3-f4 g3:e5 4.с3-b4 a5:c3 5.b2:h8X.
Поскольку обладание свободным темпом помогает готовить комбинацию, следовательно и он (как и решето) является комбинационным мотивом: наличие такого темпа стимулирует поиск комбинации. (Современный термин «свободный темп» вытеснил из употребления равнозначное, но устаревшее слово «роздых»).

Предположим, ваши черные. Свободного темпа у противника нет. Но вот он играет - 1. f2-e3! d4:f2 (если 1 … h4:f2, то 2.e3:g5 f2-g1 3. e1-f2 g1:c1 4.g5-h6X) 2.d2-еЗ! f2:d4. Ради чего противник пожертвовал две шашки? Только ради получения свободного темпа! И получил: у вас под нападением осталась его шашка gЗ. Теперь вы будете обязаны ее побить, и противник, зная это, тоже нападает - 3.f4-g5, а вслед за вами и бьет - 4. g5:g1 X. Перефразируя известную пословицу, можно сказать - «хорошо нападает тот, кто нападает последним» !

Вы видели, как удается приобрести свободный темп «насильственным способом» в процессе уже начатой комбинации . А сейчас еще об одном комбинационном мотиве - шашке возле открытого дамочного поля . Почему же наличие у противника такой шашки увеличивает вероятность создания вами комбинации ? Ответ прост: ваш завершающий удар приводит к появлению дамки, ради чего есть смысл пожертвовать даже больше своих шашек, чем будет побито неприятельских. Вот эта «допустимость» превышения числа жертвуемых шашек над числом побитых у противника и расширяет круг возможных комбинаций.

Комбинационный мотив очевиден - шашка с7, стоящая возле открытых дамочных полей b8 и d8. Поиск комбинации приводит к успеху: 1.d4-е5! f6:b2 2.c1:аЗ a5:e1 3.g3-h4 e1:g3 4.h4:f6 g7:e5 5.h2:b8 X.
Поскольку шашка возле открытого дамочного поля делает позицию уязвимой, может возникнуть вопрос: не лучше ли задержать движение шашек дамочного ряда до перехода в окончание? Ведь тогда у противника уже не будет столько комбинационных возможностей … Однако поступив так, мы, уменьшив одну опасность, увеличим другую: наши силы при встрече с шашками противника в центре окажутся в меньшем числе и будут менее боеспособны.

Перейдем к примерам. Расставив позицию на доске, определите в ней комбинационный мотив (или сочетание таковых) и найдите способ осуществить комбинацию.

Все вышесказанное применимо конечно же к комбинациям в. Однако зная правила других шашечных игр (будь то, бразильские,) - можно с легкостью применить полученные на этой странице знания для нахождения шашечных комбинаций и в этих.

Игра в шашки привлекает людей со времен Древнего Египта тем, что в ней можно сполна раскрыть свои стратегические и аналитические способности. Особо ценным становятся умения оперативно реагировать на каждый ход соперника и предугадывать его последующие ходы.

Как научиться хорошо играть в шашки? Это вопрос волнует как начинающих игроков, так и поклонников этой игры со стажем. Ведь недостаточно просто знать правила, нужно уметь ими оперировать, быть всегда готовым к неожиданностям.

Когда мы только учимся играть в шашки, кажется, будто решающую роль играет четкое и неукоснительное соблюдение правил. Конечно, запрещается отступать от правил, но не меньший приоритет принадлежит знанию базовых тактических приемов. Доведя владение ими до совершенства, можно говорить о том, что ваш уровень игры в шашки будет достаточно высок.

Как научиться играть в шашки с нуля: ключевые правила игры

Начинать обучение нужно с изучения основных правил и терминов. Простой шашке разрешается передвижение на одну клетку по диагонали. Стоит ей дойти до последней линии поля противника, как она превращается в дамку, способную двигаться по любой свободной клетке на любое расстояние.

Право первого хода отдается белым шашкам. Как только перед вашей шашкой оказывается фигура противника, как вы обязаны ее снять с доски. Дамка обладает еще одним преимуществом: после того, как она забрала шашку противника, она может стать на нужное ей расстояние от него.

Учимся играть в шашки: стратегия и секреты

  1. использование «поддавков». Стратегия основана на постановке заранее продуманных ловушек для соперника. Нужно жертвовать собственными шашками для того, чтобы в будущем провести выигрышные комбинации;
  2. заход между двумя шашками противника. Позволяет обеспечить безопасность своей шашки и забрать одну из фигур противника;
  3. быстрое продвижение в дамки. Чем оперативней получится попасть на последнюю линию противника, тем быстрее в руках окажется мощное оружие – дамка;
  4. блокировка противника. Шашки располагаются так, чтобы ликвидировать возможность движения противника без потерь для него;
  5. стремление к центру. Раздумывая, как научить ребенка играть в шашки, следует не упускать из виду, что больше шансов на победу у тех шашек, которые располагаются по центру доски;
  6. расчет возможных ходов противника. Нужно стараться предусмотреть последствия передвижения каждой шашки соперника. Соперник может специально расставлять ловушки, которые желательно определять как можно быстрее.

Для обучения игре в шашки и повышения уже имеющегося уровня отлично подходят онлайн игры . Как научиться играть в шашки онлайн? Очень просто, ведь виртуальные версии разработаны на основе точного соблюдения правил оригинальной игры. Весомое преимущество онлайн-версий заключается в том, что можно выбирать желаемый уровень игры. Это позволяет совершенствовать свои навыки, ощущая сладостный вкус победы.

Шашки – популярная настольная игра , которая, при кажущейся своей первоначальной простоте, таит в себя множество сложных комбинаций и требует повышенной расчетливости от игрока.

Как правильно играть в шашки? Для этого нужен поначалу минимум знаний, ведь основное правило игры – «съесть» фишку противника. Данная операция производится очень просто – убрать шашку соперника с игрового поля можно только, если за ней имеется свободная клетка. Когда играют начинающие игроки, то для упрощения освоения правил, обычно договариваются «рубить» только вперед, т.е. запрещается «съедать» шашку, расположенную позади своей фигурки.

Как играть в шашки: правила для начинающих

Для игры в шашки игрокам следует знать следующие ключевые моменты:

  • за один ход шашка проходит только одну клетку. Исключением является ситуация, когда шашка «рубит» другую фишку;
  • за один ход можно «срубить» столько шашек, сколько их размещается на пути фигуры;
  • при «взятии» шашек соперника они остаются на доске до момента окончания хода;
  • если имеется возможность «съесть» фигуру противника, то она в обязательном порядке «рубится», иначе ее придется самостоятельно убрать с игрового поля;
  • победителем признается игрок, который «заберет» все шашки противника, либо лишит возможности соперника сделать еще один ход;
  • ничья признается в случаях, когда ни одна из сторон не может выиграть партию;
  • при нахождении на поле трех дамок против одной противника, то для выигрыша стороне, имеющей преимущество, предоставляется не более 15 ходов.

«Дамка» – главная составляющая успеха игры

Главный вопрос многих начинающих заключается в том, как играть в шашки и всегда выигрывать. Для этого необходимо как можно быстрее «прорваться» в дамки – достигнуть последнего ряда шахматной доски . После этого шашка переворачивается и получает право передвигаться по всей длине черных квадратов. Соответственно, она «рубит» все фишки противника, не стоящие рядом на соседних клетках.

Как правильно играть в шашки, чтобы выиграть: несколько полезных советов

Для увеличения шансов на выигрыш специалисты рекомендуют:

  • заходить сопернику в «любки» либо нападать на его слабую шашку;
  • занимать собственными шашками центральные поля доски;
  • обеспечить центральным шашкам полноценную защиту от атаки соперника;
  • пытаться предугадывать возможные ходы соперника;
  • самостоятельно изучить литературу по игре в шашки либо воспользоваться помощником по шашкам онлайн.

Как играть в китайские шашки

Для игры используется доска в виде шестиконечной звезды, каждый луч которой окрашен в отдельный цвет. Игроки должны суметь переместить фишки в противоположный им угол. Для двух игроков используется 15 фишек, каждый из них должен по очереди переставить свою фишку по любой линии (6 направлений). Допускается перепрыгивание через свои чужие фишки. Те фишки, которые оказались перепрыгнутыми, остаются на доске.

Если вы желаете более детально изучить правила игры в китайские шашки, то ознакомьтесь.

Шашки – игра, которая появилась в Древнем Египте, и существуют уже более пяти тысяч лет. В Древнем Египте принцип передвижения шашек позаимствован из правил передвижения шахматного слона или ферзя.

В 12 веке французы усовершенствовали эту игру, и с тех пор шашки приобрели такой вид, какой мы знаем сегодня.
В наши дни игру шашки знают и любят во всех странах, люди всех культур и возрастов. Неудивительно, ведь правила игры понятны и очень просты даже маленькому ребенку.

Правила

Научиться хорошо играть в шашки реально. Для этого надо изучить правила шашек в теории, а затем на практике. Рассмотрим игру в классические русские шашки:

1. Главными атрибутами этой игры является шашечное поле из 64 чередующихся белых и черных (темных) квадратов, а также по 12 игровых шашек у каждого из игроков. Один игрок играет светлыми шашками, а его противник темными.
Игра ведется только по темным клеточкам поля.
2.Игра рассчитана на двух игроков. Размещают доску шашечного поля таким образом, чтобы нижняя левая клетка была темного или черного цвета, относительно игроков.
Шашки расставляются игроками на трех нижних от него рядах игрового поля и только на темных клетках. Шашки обязательно должны быть одинаковой стандартной формы, плоскими и круглыми. Не допускается, чтобы раз мер самой шашки был больше, чем клетка поля. Существуют два вида шашек: простые шашки, и шашки которые прошли в Дамки.
У простой шашки ходом называется перемещение на одну клетку по диагонали, по свободным клеткам.
Дамка – это шашка, которая достигла последнего ряда поля. Дамка имеет возможность ходить на любое количество клеток.
3. Если один из соперников играет белыми шашками, он ходит первым.
4. Если игрок коснулся своей шашки с возможностью хода, то он обязан ею ходить.
5. Если на клетке, идущей впереди, шашка соперника, и за ней есть свободная клетка, шашка игрока берет шашку противника. Взятая шашка соперника снимается с доски, и в игре не участвует.
6. Если есть возможность взятия шашки противника, простой ход на свободную клеточку делать не разрешается - надо бить шашку соперника обязательно. Если таких возможностей боя несколько, можно выбрать любой один.
7. Если простая шашка ставшая Дамкой, имеет возможность взять шашку соперника, эта Дамка продолжает ход.
8. Выигрышем партии считаются следующие положения:
8.1. Признание одним из игроков своего проигрыша и его заявление о том, что он сдается.
8.2.Один из игроков не может продолжать игру и сделать ход.
8.3. У игрока на поле закончились все шашки.
8.4. В случае нарушения данных правил и дисциплины.
9. Партия закончилась ничьей в следующих случаях:
9.1. Если выигрыш невозможен ни одним из игроков.
9.2. Если один игрок предложил ничью, и второй игрок ее принял.
9.3. Если на протяжении пятнадцати ходов никто из игроков не брал фишки противника, и были ходы одними Дамками.
9.4. Если одинаковая комбинация появляется на поле три хода подряд.
10.Партия признается недействительной и начинается сначала и, в ситуациях:
10.1. При неправильном расположении шашечной доски.
10.2. При неправильном размещении шашек.
10.3. Если игрок ходит не по правилам.
10.4. Если игрок тронул одну шашку, а ход сделал другой.
10.5. Если игрок снял с доски любую шашку без причины.
10.6. Если игрок сделал обратный ход.

Базовые тактики игры

Если начинающий игрок сыграет с опытным и сильным соперником, оба будут играть по правилам, но выиграет более опытный игрок.
Поэтому очень важно знать следующие базовые тактические приемы:
1. Свести все свои ходы к тому, чтобы как можно быстрее пройти в Дамки самому и не позволить это сделать сопернику. Дамка – сильная шашка, способная передвигаться на дальние расстояния, что дает много возможностей!
2. Стараться к перевесу количества шашек перед противником.
3. Продвижение своих шашек к центру доски. Нужно вести игру так, чтобы шашки противника располагались у края доски. У центральных шашек больше возможностей принести победу.
4. Расчет возможных ходов соперника - они могут быть ложно заманчивыми, поэтому важно понимать их последствия. Очень важно следить за всем ходом игры соперника, поскольку если не успеть разгадать его замысел вовремя, то вероятность Вашего выигрыша снизится.
5. Просчитывать свои ходы на несколько шагов вперед. Чем точнее будет Ваш расчет, тем больше вероятность одержать победу над противником!

Стратегии для выигрыша в шашки

Важно знать и уметь применять, в зависимости от ситуации, несколько выигрышных стратегий:

Стратегия №1: Поддавки - это ловушки для соперника в начале партии. Суть данной стратегии заключается в том, чтобы специально жертвовать свои фигуры противнику для осуществления в дальнейших ходах выигрышных комбинаций.

Стратегия №2: Заход в «любки»: ситуация, в которой одна шашка оказывается между двумя шашками соперника с возможностью взятия одной из них в следующем ходе.

Стратегия №3: Продвижение в Дамки. Суть стратегии - как можно быстрее прорваться и сделать из простой шашки Дамку.

Стратегия №4: Блокирование противника – это ситуация, при которой игрок мог бы сделать ход, и клетки заняты шашками противника. Также ситуацией блокирования называется угроза потери шашки при следующем ходе, по причине соответствующего расположения фишек противника.

  1. Изучение новых шашечных стратегий закреплять только на практической игре.
  2. Играть с сильными игроками, или воспользоваться проверенными программами на компьютере. В игре с компьютером есть преимущество – такие партии можно и нужно сохранять и анализировать. Это позволит учиться на своих ошибках и не допускать их в будущем.
  3. Относиться к каждой партии серьезно и играть внимательно, в полную силу. Шашки - игра интеллектуальная и неосмысленно играть – значит тратить время впустую.
  4. Относиться к проигрышам как к полезному уроку. Следует не сильно огорчаться поражениям, а искать причины ошибок и делать правильные выводы.
  5. Читать книги и журналы по игре в шашки, проходить тесты по шашкам, на которых изображены конкретные игровые ситуации.
  6. Записаться в шашечный клуб, чтобы иметь возможность пообщаться с квалифицированными и опытными наставниками, тренерами и спортсменами. В шашечном клубе проводятся турниры для повышения квалификации и присвоения спортивного разряда по шашкам.

Мастер-класс

Можете просто наслаждаться, но не забывайте черпать полезное для себя.

И помните главное правило – практика превыше всего.

Правила игры в шашки

1. Игра ведется двумя лицами на шашечной доске, разбитой на 64 квадрата, окрашенных в белый и черный цвета, 12-ью шашками белыми, принадлежащими одному игроку, и 12-ью шашками черными, принадлежащими другому игроку.

2. Доска между играющими кладется так, чтобы большая дорога шла от играющего слева направо.

3. Шашки с каждой стороны расставляются по черным квадратам на первых трех рядах от играющего.

4. Ходы играющими делаются поочередно.

5. За ход считается передвижение шашки вперед на соседний черный квадрат, а также взятие неприятельских шашек.

6. Если соседний квадрат занят вражеской, допустим, черной шашкой, а следующий за ней черный квадрат свободен, то черная шашка «бьется», т. е. белая шашка перескакивает через черную на следом за ней находящийся свободный черный квадрат, и черную шашку «съедают» - снимают с доски.

7. За один прием «бьется» столько шашек, сколько их стоит на пути на указанных выше условиях.

8. В случае, если возможно взять шашки противника одновременно по двум направлением, выбор, вне зависимости от количества, предоставляется усмотрению берущего.

9. При взятии шашки снимаются с доски только по окончании хода.

10. Два раза в один прием при ходе брать шашку (перекрещивать ее бьющей) не допускается.

11. Если шашка одного из играющих во время игры проникнет до последнего ряда, то она превращается в дамку.

12. Если простая шашка при взятии шашек противника становится дамкой и после этого ей вновь открывается возможность бить неприятельские шашки, то таковое взятие обязательно (в отличие от польских шашек).

13. Дамка имеет право движения по всей длине ряда черных квадратов на любое место, не занятое шашками.

14. «Бьет» она вражескую шашку, если за той непосредственно остается свободный черный квадрат. Бьет она по всей длине ряда черных квадратов на любом от себя расстоянии.

15. Как простой шашкой, так и дамкой обязаны «бить», если к тому представляется случай.

16. Как простая, так и дамка «бьют» неприятельские шашки как вперед, так и назад.

17. Выигравшим партию признается тот, кто либо заберет все шашки противника, либо лишит его возможности делать какие-либо ходы, заперев оставшиеся на доске шашки.

18. При невозможности для обеих сторон выиграть партию, игра признается ничьей.

19. При трижды повторившихся непосредственно одних и тех же ходах с одной стороны, противнику предоставляется право признать игру ничьей.

20. При борьбе трех дамок против одной для выигрыша предоставляется не свыше 15 ходов.

21. Если при одной дамке имеется еще одна или несколько шашек, для выигрыша предоставляется не свыше 30 ходов, впредь до изменения в соотношении сил.

22. При не достижении выигрыша в обоих последних случаях игра признается ничьей.

24. Чтобы записать ход шашки, отмечают сперва клетку на которой она стояла, посредством цифры и буквы, которые соответствуют данной клетке, ставят тире и приписывают затем таким же образом название клетки, на которую она становится.

25. Если нужно обозначить снимание шашки с доски, то между наименованием клетки, с которой начинается движение, и наименованием клетки, на которую ставится шашка после боя, ставится вместо тире двоеточие (иногда знак X).

26. При бое ряда шашек обозначается только начало и конец боя, опуская промежуточные клетки.