Наблюдение и анализ подвижной игры дошкольников. Положение о проведении соревнований по подвижным играм «Сильные, смелые, ловкие» в учебный год Общие ошибки, штрафные очки

Утверждаю

директор ГБОУ Школы № 629

С.Л.Зайкова

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении турнира по «Подвижным играм »

среди команд 3-4 классов на приз ШСК «Олимпиец» ГБОУ Школы 629

1. Цели и задачи

    Привлечение учащихся ОУ к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

    Пропаганда подвижных игр среди школьников как средство проведения досуга;

    Улучшение спортивно-массовой работы среди школьников.

2. Время и место проведения

Соревнования проводятся 23 декабря 2017 года в спортивном зале ГБОУ Школы №629 (5 здание) с 15.30 ч.

3. Руководство соревнованиями

Соревнования проводятся под общим руководством М.Б.Парубец. Непосредственное проведение соревнований возлагается на учителей физической культуры М.Б.Парубец, А.Б.Беликову, И.Д.Медведеву и А.И.Филонова

Проведение турнира осуществляет судейская коллегия в составе:

Главный судья соревнований – Парубец М.Б.

Судья соревнований – Беликова А.Б., Медведева И.Д., Филонов А.И.

4.Условия и порядок проведения соревнований

Игры проводятся по существующим правилам подвижных игр.

    По алфавиту
    Ребятам предлагается поменяться местами так: - чтобы все имена расположились по алфавиту;

Чтобы все встали по росту (слева - маленькие, справа - большие). Ребята должны выполнить задания, стоя на скамьях, и переходить, не ступая на пол. Выигрывает команда затратившая на перестроение меньше всего времени и допустившая ººººменьше всего сходов со скамеек.

    И гра «Охотники и утки».

Схема расположения команд:


О – охотники;

Играющие делятся поровну на две команды - охотники и утки. Охотники не имеют права переступать черту. У одного из охотников в руках мяч. Ему нужно «подстрелить» утку, то есть осалить ее мячом. Охотники могут перебрасывать мяч друг другу в удобный момент. Игра продолжается до тех пор, пока не будут подстрелены все утки. После этого команды меняются ролями.

Партия заканчивается, когда одна из команд выбивает всех игроков соперника или заканчивается контрольное время (2 минуты). В случае, когда все игроки выбиты до окончания контрольного времени, записывается время, за которое команда справилась с заданием. Игра состоит из трех партий. Встречу выигрывает команда, первой победившая в двух партиях.

Турнир проводится по круговой системе.

Команде, не явившейся на игру, засчитывается поражение со счетом 0:2. При повторной не явке команда снимается с соревнований.

    Игра «Радуга».

Каждая команда за минуту времени должна собрать как можно больше шариков цвета своей команды (шарики для сухого бассейна). В поле может находиться только один член команды, он может брать только 1 шарик.

    Требования к составам команд и участникам

К участию в соревнованиях допускаются сборные команды 3-4 классов допущенные по состоянию здоровья врачом школы.

6. Подсчет очков и определение победителей соревнований

Определение мест команд производится по наименьшему количеству суммы мест набранных командами. В случае равенства очков у двух и более команд более высокое место занимает команда, имеющая:

По личной встрече между командами в игре «Охотники и утки».

7. Награждение победителей соревнований

Победители и призеры соревнований (команды, занявшие 1-3 места) награждаются дипломами и кубками.

Елена Дмитриева

Отчет о проведении подвижных игр и игр эстафет в средней группы , согласно плану проведения месячника военно-патриотической работы.

Первого и второго февраля согласно перспективному плану по военно-патриотической работе в МБДОУ №3 г. Тимашевска в средней группе проведены следующие подвижные игры : «Самолеты» , «Летят самолеты» , «Я самый быстрый» , «Разведчики» , «Чей отряд быстрее построится» , эстафета «Кто быстрее доставит донесение в штаб» .





Еще мы мастерили поделки. Ребята под моим руководством изготовили целый полк танков. Мастерили мы их из спичечного коробка, крышки от пластиковой бутылки, трубочки для сока и цветной бумаги. на следующий день мы использовали наши танки для проведения НОД по конструированию на тему "Мост". Немного поменяв сюжет, мы устроили переправу танкового полка через реку, для чего необходимо было построить мост из строительного материала и переправиться на другой берег реки.




Публикации по теме:

Май 2016 года в Воронеже выдался дождливым и холодным. Но нам всё же удавалось погулять вдоволь и насладиться прогулкой. Как известно, прогулка.

Картотека подвижных игр и эстафет на военную тему. Игра «Вертолёты». Дети делятся на две команды. По залу разложены два обруча, в каждом обруче стоит флажок под цвет обруча (красный, синий.

Картотека подвижных игр в первой младшей группе Листопад Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой.

Картотека подвижных игр в старшей группе СЕНТЯБРЬ Ловишки: упражнять в быстром беге с увёртыванием, в ориентировке в пространстве; развивать ловкость, умение быстро действовать.

Картотека подвижных игр во второй младшей группе Разработала: Докучаева Екатерина Олеговна № 1 «Раздувайся пузырь» Цель: развивать.

Картотека подвижных игр во второй младшей группе Поезд Цель. Учить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группками, сначала держась друг за друга, затем не держась; приучать их.

Цель: способствовать эмоциональному сближению родителей и детей, укреплению здоровья посредством совместной игровой деятельности по физической.

Когда воспитатель планирует с детьми провести подвижные игры, то он должен не только знать хорошо правила игры, но и умело руководить игрой,.



« Всякая детская игра - это всегда мир иллюзий.

в этом мире иллюзий ребёнок, однако,

никогда не теряет своего реального «Я»

Г.Л. Рошаль

«Дитятко что тесто , как замесил, так и выросло»

Максимова Надежда

Константиновна

учитель начальных классов,

педагог- психолог,

педагог дополнительного образования

пгт. Южно-Курильск

Сахалинская область


СОДЕРЖАНИЕ:

I . ВВЕДЕНИЕ

II . ТЕОРИЯ

    Виды игр.

    Необходимость изучать и играть в

русские народные игры.

    Распределение ролей

а) Считалки

б) Жребий

4. Методика организации игры.

5.Требования к игровому взаимодействию взрослых и детей.

6. И Т О Г.

III . ПРАКТИКА.

Конспекты игр:

а) «Каравай»;

б) «Гуси- лебеди»;

в) «У медведя во бору»;

г) «Жмурки»;

д) «Пятнашки»;

е) «Хромая лиса»;

ж) «Краски»;

з) «Кошки- мышки»;

и) «Третий лишний»;

к) «Змейка».

+ В конце смотрите Приложение: «Считалки, сборник».

I . В В Е Д Е Н И Е

Нужна ли детям игра? Как лучше её организовать? Какие игры лучше использовать? Вопросы, вопросы? Их часто задают педагоги- воспитатели, организаторы, классные руководители, родители.

В соответствии с решением коллегии «Об основных нап-равлениях развития воспитания в системе образования», где говорится о включении в системное расписание общеобразова-тельных учреждений вышеперечисленных должностей, которые обязаны владеть методикой организации игры, знать содер-жание игр, уметь организовывать их так, чтобы вовлечь мак-симальное количество детей, уметь конструировать их. Для конструирования игрового досуга всем категориям педагогики необходимо подбирать разные пособия, для организации игр разного типа, дополнительный материал (в виде считалок, скороговорок, загадок и др.), чтобы специалисты, работающие с детьми, могли моделировать его на своё усмотрение.

Организаторам детских игр важно помнить, что их главная задача- учить детей играть активно, коллективно или самостоятельно. С помощью игры можно помочь ребёнку быстрее адаптироваться к новым условиям в образовательном учреждении.

Умеющий играть ребёнок любого возраста быстрее принимает решения, лучше мыслит, чаще проявляет инициативу и самостоятельность.

II . Т Е О Р И Я

«Игра- возможность отыскать себя в обществе,

себя в человечестве, себя во вселенной»

Я. Корчак

Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей.

И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подра-жательные, музыкальные, дидактические, познавательные и др . все они нужны и по- своему полезны детям, все должны быть использованы воспитателем в работе.

Но особое место среди них занимают подвижные игры, которые являются наилучшим лекарством для детей от двигательного голода- гиподинамии.

Многие из них существуют с незапамятных времён и передаются из поколения в поколение. В жизни Древней Руси различные игры и игрища, как составные части народных и храмовых праздников, занимали видное место. В празднествах участвовали всех возрастов, но особенная роль отводилась детям, они были самыми активными их участниками.

На Святках они ходили славить Христа, поздравляли соседей колядной песней, и в конце зимы встречали и провожали Масленицу. Ребятишек посылали с первовыпеченными блинами на огород, где они, скача верхом на кочерге, кричали: «Прощай, зима счастливая! Приходи, лето красное!» Вместе с взрослыми дети взбирались на крыши построек, на деревья и заклинали птиц. Наблюдая жизнь взрослых, дети в своих играх часто имитировали календарные семейные обряды, исполняя при этом соответствующие песни.

Мальчишки и девчонки любили вместе со взрослыми приходить на вечёрки, собирались на деревенской улице, за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.

Так подвижная игра перешла от взрослых к детям.

Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуются, создаётся мно-жество усложнённых вариантов, но их двигательная основа остаётся неизменной. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений:

ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазание, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами- потому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспи-тания детей.

Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их при-менения в разнообразных игровых ситуациях, что создаёт большие возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребёнок испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимого для достижения успехов.

Подвижная народная игра- естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающей великой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры являются неотъемлемой частью интерна-ционального, художественного и физического воспитания дош-кольников. Радость движения сочетаются с духовным обога-щением детей. У них формируется устойчивое, заинтересован-ное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

Уклад современной жизни сильно отличается от того, каким жили наши предки. И люди стали забывать, как обставляли свой дом наши прабабушки, какие песни пели, какую носили одежду, во что играли в детстве. Наши предки не заслуживают забвения. Они были трудолюбивы, имели удивительно тонкое и поэтическое восприятие мира, стойкие традиции и серьёзное отношение к таким понятиям, как мораль, добродетель и нравственность.

Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка- дошкольника.

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно- игровой форме, способствующей конкрет-ному перевоплощению в образ («Гуси- лебеди», «У медведя во бору», «Коршун и наседка» и много других).

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встре-чающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребёнка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребёнок должен про-явить более сложную, т.е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Пятнашки», «Палочка- выручалочка» и много других).

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формиро-ванию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества. Правила этих игр складывались и проверялись многими десятилетиями, даже веками, в их создании принимали участие многие поколения людей, жившие на нашей земле.

Игра начинается со считалки. Всем известно, что считалки нужны для того, чтобы по справедливости и без споров выбрать того, кто будет водить в игре. А в некоторых играх при помощи считалок можно определить порядок, в котором каждый должен вступать в игру.


Считалки- это короткие рифмованные стихи, как правило весёлые и смешные. Иногда их придумывают сами дети, но чаще ребята Поль-зуются теми, которые написаны поэтами. В простейшей форме считалка- это счёт. Счётом решают, кому водить, но сам процесс выбора водящего при помощи считалки является для детей игрой.


Считалки бывают простые и с выбором .

Сначала о простых считалках. В них становятся все в тесный кружок, а кто-то один неторопливо говорит считалку, указывая пальцем по кругу на каждого и начиная считать с себя самого. Если ребят в кругу много, то вначале считающему приходится обходить круг изнутри, считая по порядку и себя, вернее, то пустое место, где он раньше стоял. Те, на кого придётся последнее слово считалки, один за другим выходят из круга и отходят в сторону. Оставшийся последним- водит.

Считаться надо «По солнцу». Солнышко восходит с восточной стороны. В полдень проходит через юг и заходит на западе. Так вот, если вы в любой час дня оборотитесь к солнцу, то начало его пути по небу будет у вас где-то слева, а конец- справа. Значит, вторым по счёту должен быть ваш левый сосед, за ним следующий и т.д. по кругу до конца считалки. Это и будет «по солнцу» . Т.е. в направлении от вашей правой руки к левой, это старинное правило всех русских игр.



В считалках иногда попадаются длинные слова, на которые приходится два или три счёта, или на два слова приходится один счёт. Поэтому, чтобы вам не сбиться, во всех считалках над каждым с чётным слогом ставим ударение. Считалка произносится так, чтобы было складно и ритмично. Только в немногих считалках, начинающихся на пять или десять, приходится нарушать ритмичность, чтобы приходился один счёт. Ударение надо ставить ещё и потому, что ребята ухитряются так невнятно бормотать считалку, что «глотают» некоторые слоги и, как бы нечаянно, «выходят» сами. Так что говорить считалку надо чётко и не торопясь.

Вот несколько простых считалок.

Сначала одна из самых старинных, дошедших до нас ещё с прошлых веков.

- Заяц белый, куда бегал?

В лес дубовый.

Что там делал? Лыко драл.

Куда клал? Под колоду.

Кто украл? Родион.

Выйди вон!

Следующая считалка, пожалуй, самая известная из всех.

- Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф- паф! Ой, ой, ой!

Умирает зайчик мой.

Принесли его домой,

Оказался он живой!

И ещё про зайца, только не такого сообразительного, как тот, что «лыка драл» себе на лапоточки.


- Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу.

Да работы не нашёл,

Сам заплакал и пошёл.

И ещё несколько:

-Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

В дымоходе чернота,

Отыщи- ка там кота.

- Мальчик, с пальчик нашёл стаканчик.

Стакан разбился, лимон покатился.

Стакан, лимон- выйди вон.

Обычно водит последний оставшийся. Но иногда для быстроты договариваются, что водить будет тот, кто выйдет первым. Для этого годятся все считалки, однако есть пригодные только для таких случаев, так как последние слова в них прямо указывают, что водит именно тот, кто вышел.

Вот, например, такая считалка:

- Катилася торба с великого горба.

Что в той торбе? Хлеб- поленица.

Кому доведётся, тому и водиться.

Теперь перейдём к считалкам «с выбором» и посчитаемся,

например, в такую:

Дора, дора, помидора,

Мы в саду поймали вора.

Стали думать и гадать,

Как бы вора наказать?

Мы связали руки, ноги

И пустили по дороге.

Вор шёл, шёл, шёл

И корзиночку нашёл.

В этой маленькой корзинке есть помада и духи.

Ленты, кружева, ботинки, что угодно для души.

Тот, на кого пришлось первое слово, не выходит сразу из круга, а должен выбрать что- нибудь из этой корзинки. Он выбрал, предположим, кружева. Тогда считалку начинают снова, но уже с того, кто выбирал. На кого придётся конец слова «кружева»- выходят. Таким же образом считаются и дальше, пока не выйдут все, кроме оставшегося последнего, который должен водить.

Считалки «с выбором», для того, чтобы вышел один игрок, приходится повторять два раза- первый раз полностью, а второй раз- до того, слова, которое было выбрано. Но после того, как очередной игрок вышел, начинать надо опять с себя.


Вот ещё две старинные считалки:

1- я

На златом крыльце сидели

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

2- я

- Ехал мужик по дороге.

Сломал колесо на пороге.

Сколько ему надо гвоздей,

Говори поскорей,

не задумывайся!


В последней считалке надо назвать какое –нибудь небольшое число например, от десяти до двадцати. Затем, начиная с того, кто называл число, надо считать и последний по этому счёту- выходит.

Следующая считалка требует пояснений,

так как она отличается от других.

- Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Все кричали куку- мак!

Отжимай один кулак.

Все выставляют вперёд сжатые кулаки. Считающий тоже. На первый слог он ударяет кулаком по правому; на второй- наоборот; на третье слово – «мимо»- своим правом по кулаку левого соседа, затем начинает по кругу легонько стукать по всем выставленным кулакам. На чьём кулаке считалка кончится, тот его разжимает и опускает руку. Считалка говорится снова. Так постепенно кулаки опускаются. А кто опустит оба- выходит. Считающий таким же манером, как и начинал, считает и свои кулаки, пока один из них не выйдет. Причём выходит тот, который в конце считалки оказался внизу. Этим кулаком он и продолжает счёт. Если выйдет и другой свой кулак, считаются только чужие. Чей один кулак остался- водит.

Считалка трудная, но зато очень интересная.

Когда от многих считавшихся останется всего три- четыре человека, то продолжать считаться длинной считалкой будет слишком долго да и скучновато- ведь за одну считалку придётся по нескольку раз указывать на каждого. Тут лучше всего сменить считалку на более короткую, да и считальщик может поменяться.

Есть, помимо перечисленных, один из древнейших и из простейших способов рассчитаться. Предположим, что играю-щих десятеро, они встают в круг, кто- то из них начинает считать. По договоренности, каждый пятый выходит из круга. При повторении счёт начинается сначала.

Существуют и другие способы определить того, кто будет водить, - при помощи жребия.

Жребий - это условный знак, какой- нибудь предмет: дощечка, палочки или соломки, монета, камешки, листочки растений и т.д.

Играющие вынимают предмет, отличающиеся по размеру из числа одинаковых. А монеты, палки, дощечки иногда подбра-сывают вверх, и от того, какой стороной они упадут или каким концом палка коснётся земли, зависит результат жеребьёвки, т.е кто начинает игру.

В России наиболее распространёнными были следующие способы жеребьёвки.

Угады.

Вот как это делается. Берут столько одинаковых палочек, спичек или травинок, сколько собралось играющих. Потом одну обламывают, чтобы она стала короче других и все их зажимают в кулак, выравнивая наружные концы. Затем по очереди тянут жребий. Кто вытянет единственную коро-тышку, тот и водит. Можно и по- другому. Оторвите несколько бумажек и поставьте крестик на одной из них. Потом все их надо свернуть, положить в шапку или карман и перемешать. Водит тот, кто вытянет отмеченную бумажку.

Часто для игры собирается пять человек, тогда можно применить самый простой и быстрый способ жеребьёвки. Кто –нибудь незаметно от других намажет один палец мелом, карандашом или чернилами, подходит к остальным со сжатым кулаком и говорит: «разогни палец». Каждый по очереди разгибает по одному пальцу. Кто разогнёт запачканный, тому и водить. А если отмеченный палец остался не разогнутым, то водит сам загадывавший. В некоторые игры можно играть даже вдвоём. Тогда лучше простой считалкой не считаться, потому что считающему всегда придётся водить.

Поэтому тут лучше что- либо угадывать.

Например, применить способ, которым пользуются футбольные судьи, вначале игры при розыгрыше ворот, - подбросить монетку, а когда упадёт, накрыть её ладонью и спросить: «Орёл или решка? Орёл - эта та сторона, где герб; в старину там изображался орёл». Другой игрок должен угадать, какой стороной кверху упала денежка на землю.

Если монетки под рукой не окажется, найдите небольшой плоский камешек или кусочек коры, или щепку, плюньте на одну сторону, и спросите: «Дождя или вёдра?». Ну, «дождя»- это понятно, значит, мокрой стороной кверху. А «вёдра»- это сухой стороной, потому что, «вёдро» означает сухую, солнечную погоду.

Можно зажать маленький предмет в кулак, вытянуть вперёд в обе руки и спросить: «В правой или левой?». Если приятель не угадает- он водит, а угадает- водить надо тому, кто загадывал.

Многие игры требуют разделения на команды. Лучше всего разделиться «по сговору». Играющие образуют пары, отходят в сторону, сговариваются между собой, кому какое название взять. Это могут быть названия зверя, птицы, игрушки, растения и т.д.

Разрешается применять шуточные названия:цапы- цапы и топы- топы; дедушка Пыхто и бабушка Никто и т.д.

Сговорившись, пары подходят поочередно к тому или другому капитану (матке) и спрашивают:

- Матка, матка, чего тебе надо?

Пирог с грибами или козла с рогами?

Из ведра ерша или из корзины ежа?

Выбирая названия, матка выбирает себе игроков.

Сговорки бывают разными.

В Ы Б И Р А Й:

Сахару кусочек

Или красненький платочек?

Гороху мешок

Или масла горшок?

Ландыш душистый

Или одуванчик пушистый?

Медведя лохматого

Или козла рогатого?

Колокольчик голубой

Или жёлтый зверобой?

Зелёную лягушку

Или хлеба краюшку?

Белую берёзу

Или красную розу?

Из речки ерша

Или из лесу ежа?

Кашу

Или простоквашу?

Серую утку

Или деревянную дудку?

ВЫБЕРИ ПОМОЩНИКА:

Сено косить

Или дрова рубить?

Горох молотить

Или кашу варить?

Шары катить

Или воду лить?

Лапти плести

Или двор мести?

Коня ковать

Или двор подметать?

Колыбельку качать

Или сметану лизать?

КОГО В ГОСТИ ПРИГЛАСИШЬ:

Хитрую лису

Или Марью- красу?

Таракана усатого

Или кота полосатого?

Курочку в серёжках

Или кочетка в сапожках?

Гусей – лебедей

Или мохнатых шмелей?

Сговорки складываются очень просто. Можно научить детей их придумывать.

Есть и более простой вариант сговорок.

Дети берут в руки по маленькому предмету, подходят к матке, держа руки за спиной, и спрашивают, какой ему нужен предмет. Матка называет предмет, и в чьей руке он окажется, тот играющий остаётся с ним, а другой идёт ко второму матке.

Чтобы определить, кому начинать игру или водить, можно «конаться» Для этого берут палку или верёвку, и один из тех, кто «конается», захватывает конец, другой берётся рядом, третий следом за вторым и т.д. чья рука захватит противо-положный конец, тому водить или начинать игру.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ

Перед педагогами ставится главная задача - найти методы взаимодействия с детьми. Именно игра занимает центральное место в их жизни, где они чувствуют себя в безопасности, комфортно, ощущают психологический простор и свободу.

Важная роль педагога, который организует игровое пространство, игровую ситуацию, умеет пригласить столько участников, сколько необходимо, объяснить сам процесс игры,- всё это требует от педагога высокого профессионализма.

Технология проведения игр заключается в том, чтобы ребёнок мог самовыразиться, самоутвердиться, познать себя и других, чтобы в игре детям было легко и уютно.

Организуя игру, важно рассматривать каждого ребёнка как индивидуальность, способную проявить своё личное «Я»;

- ни в коем случае в игре не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей;

- недопустимо унижать достоинство детей; игра должна соответствовать возрасту и особенностям;

- используемые для игр атрибуты должны быть гигиеничны, безопасны, удобны и эстетичны;

- каждая игра должна создавать положительный эмоцио-нальный настрой даже для проигравших детей.

При организации и проведении игры важна методика объяснения её правил. Не следует начинать игру с названия или пересказа содержания, т.к. это снижает интерес к ней. Желательно начинать объяснение игры с вступления, которое должно быть связано с темой праздника, вечера, занятия или игровой ситуации. Лучшим вариантом считается объяснение по ходу игры и организации её участников и болельщиков.

Задача педагога при объяснении игры состоит в том, чтобы организовать, развлечь не только тех детей, которые участвуют в игре, но и болельщиков. Технология объяснения игры должна соответствовать ряду требований:

- ясность и чёткость в изложении;

- эмоциональная выразительность и достаточная громкость независимо от количества игроков;

-объяснение нужно вести на максимальном показе.

«Игра даёт нам редкую возможность объединить взрослых и детей, представителей всех народов…», сказал Эрне Рубик.

«Игра без усилия , игра без активной деятельности- всегда плохая игра», писал А.С. Макаренко.

«Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне усло-вий непосредственно утилитарной деятельности»,

говорил Д. Б. Эльконин.

Т Р Е Б О В А Н И Я К И Г Р О В О М У

ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

*** Ребёнок как центр деятельности. Ребёнок должен быть в центре процесса игр и служб, обеспечивающих игру.

*** Право выбора каждому ребёнку.

*** Не контролируемость взрослыми, если она происходит без риска физического и морального ущерба.

*** Стимулирующая и развивающая игра, способствующая развитию самоуважения, уверенности, преодолению своих спо-собностей.

*** Увеличение жизненного опыта. Игра предоставляет возможность исследовать, познавать, понимать окружающий мир.

*** Уважение личности. Каждый ребёнок- индивидуаль-ность и имеет право на уважение.

*** Взаимодействие. Игра- это общее участие педагогов, родителей, детей.

*** Забота и внимание к каждому ребёнку должны демон-стрироваться всё время.

*** Равные возможности. Равноправие, доступность игры для всех детей, толерантность и особое внимание к тем, кто испытывает трудности.

*** Право на безопасную игру. В игровой среде каждый должен чувствовать себе физически и персонально в безопас-ности.

*** Работа в рамках законов. Игра должна происходить в соответствии с законом о детской безопасности, охране детских прав, здоровья и благополучия.

*** Игра, доступная для всех. Каждый ребёнок имеет право на игру и всё игровое пространство.

III . П Р А К Т И К А

ИГРА «КА Р А В А Й»


Знакомство с народными играми я начинала с наиболее простых. Самой незамысловатой из них является игра«Каравай» . Считаться в данной игре не нужно, достаточно, если одного из детей, например, именинника ставят посередине комнаты, а остальные дети берутся за руки и образуют круг. Затем, играющие идут хороводом по кругу и поют:

«Как на … именины испекли мы каравай (называть имя того, кто стоит посередине). После этого все останавливаются и поют:

«Вот такой вышины!». На слове«Такой» все, продолжая держаться за руки, поднимают их как можно выше и дажепривстают на цыпочки. Потом поют: «Вот такой нижины!»- опускают руки и приседают на корточки. Затем все встают ипоют: «Вот такой ширины!», расширяя круг как можно больше,но, не расцепляя рук. Потом со словами: «Вот такой ужины!» - все опускают руки и идут к имениннику до тех пор, пока совсем не стиснется круг. В конце, расширяя до первоначальнойширины круг, надо спеть: «Каравай, каравай, кого любишь- выбирай!». Именинник подходит к тому, кого он любит, поклонившись, берёт его за руку и выводит на середину. А сам занимает его место в круге. Хоровод начинается заново. Так может повторяться много раз.

Правило здесь только одно, Выбирать одного и того же человека больше одного раза- не следует. Иначе многие мальчики могут выбирать одну и ту же девочку (на их взгляд самую симпатичную), и наоборот. Обычно мы заканчиваем игру после того, как все ребята побывают«именинниками».

Когда детей много, а площадь группы ограничена, дляудобства мы организовываем небольшой круг из«именинников» внутри большого.

И с началом песни круги начинают двигаться в противо-положных направлениях. Идти по кругу, сходиться, расходиться и делать все движения надо плавно, неторопливо, в такт песенке.Игра увлекает всех детей без исключения,

от 2-х летних малышей до выпускников.

Смотрите ниже….


ИГРА «ГУСИ- ЛЕБЕДИ»

Знакомство с игрой «Гуси-лебеди» лучше начинать в летний период времени, т.к. она требует наличия достаточного пространства. Эта игра годится даже для дошкольников уже с четырёх лет. Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные– «Гуси- лебеди». На одной стороне игровой чертят дом, где живут хозяева- гуси. На другой- живёт волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовёт гусей. Идёт перекличка между хозяином и гусями:



- Гуси- гуси!

- Га- га-га.

- Есть хотите?

Да, да, да.

- Так летите же домой!

- Нам нельзя, под горой

серый волк не пускает нас домой,

- Зубы точит, съесть нас хочет

- Так летите, как хотите,

только крылья берегите!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра заканчивается, когда почти все гуси пойманы, последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

В данной игре необходимо соблюдать следующие правила:

1) Гуси должны «лететь» по всей площадке.

2) Волк может ловить гусей только после слов:

«Так летите, как хотите, только крылья берегите!».

После того как дети достаточно овладеют этой игрой, её можно несколько усложнить. Например, вместо одного волка, можно выбрать двух или трёх. В мае- июне, когда на острове нередки туманы и морось, эту игру мы с успехом проводим на летней веранде.

ИГРА «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»

Игра «У медведя во бору» также относится к наиболее простым играм. С помощью жеребьёвки, дети выбирают медведя, который живёт в лесу, т.е. за чертой, проведённой на земле. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

- У медведя во бору

- Грибы, ягоды беру!

- Медведь постыл

- На печи застыл!

Когда играющий произносит последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает выбегать из берлоги и старается кого-то поймать. Пойманный, становится медведем. Для успеш-ного проведения игры детям необходимо придерживатьсяследующих правил:

    Медведь выбегает из берлоги только после произнесения последних слов зачина.

    Дети, в зависимости от поведения медведя, могут сразу не бежать в свой дом, а подразнить медведя.

В качестве усложнения в этой игре может послужить образование пар играющими детьми. Интересно отметить, что в данную игру с удовольствием играют дети как младшего дошкольного возраста, 3-4 лет, так и старшего возраста, 6-7 лет.

ИГРА «Ж М У Р К И»


К простым играм относится игра«Жмурки». Но в отличие от выше- перечисленных игр в неё мы играем преиму-щественно в помещении, т.е. в группе, потому что на большой площади, т.е. на игровой площадке водящему труднее будет поймать кого- либо.

Для игры в группе необходимытри условия:

1. Чтобы групповая комната не была слишком маленькой.

2. Чтобы народу было не слишком много.

3. Чтобы середина комнаты была свободной.

Одному из играющих- жмурке- завязывают глаза с помощью платка или шарфа, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться вокруг себя несколько раз, затем спрашивают:

- Где стоишь?

- У столба,

- Что продаёшь?

- Квас.

- Ищи три года нас!

После этих слов дети разбегаются, жмурка, ловит их.

Кого он поймал, становится жмуркой.

Правила игры.

1) Еслижмурка подойдёт близко к какому -либо предмету, о который можно ударится, дети должны его предупредить,крикнув:«Огонь!».

2) Нельзя кричать это слово с целью отвлечьжмурку от ребёнка, который не может убежать от него.

3) Детям, нельзя прятаться за какие- нибудь предметы или убегать далеко.

4) Пойманного игрокажмурка должен узнать, не снимая повязки. Если кто –либо затрудняется узнать пойманного, мы ему подсказываем (вариантов много).

5) Пойманный, становитсяжмуркой.

Дети младшего возраста играют в эту игру по упрощённой схеме, а старшие с применением некоторых секретов и хитростей, как- то под-красться, потихоньку сзади и через плечо дотронуться пальцем до его носа или сделать резкий разворот и выпад вперёд, хватая «добычу».

ИГРА «П Я Т Н А Ш К И» (прил. № 1)


Игра «Пятнашки». В разных городах или местностях эта игра называется по разному.

Например,«Салки», «Догонялки», «Ляпка».

Наши дети называют эту игру «Ляпка». Играем мы в неё на улице.

Желательно, чтобы количество играющих было не менее 5-6 человек, а то через пять минут игроки запыхаются и надо будет отдыхать. В пятнашках существует совсем простой способ выбора водящего.

Кто нибудь предлагает:«Сыграем в пятнашки?». Все остальные вразнобой кричат:«Чур, не я!». Чей голос был слышен последним, тому и водить. Играющие разбегаются по площадке, а пятнашка их водит. Тот, когопятнашка коснётся рукой, становится пятнашкой.

Для старших детей возможны следующие более сложные варианты этой игры:

1. Пятнашки, ноги от земли. (играющий может спастись от пятнашки, встать на какой -нибудь предмет, например, на камень).

2. Пятнашки с домом. (по краям площадки рисуют 2 круга, это домики. Преследуемый может спастись в домике).

Подбирая детей для этой игры, я учитывала, чтобы разница в возрасте была небольшой. А но и понятно, 4- летнему ребёнку будет сложно догнать 7- летнего, а 7- летнему догонять 4- летнего - просто не- интересно.

ИГРА «ХРОМАЯ ЛИСА»

Ещё одна «комнатная» игра- «Хромая лиса».

Необходимое условие этой игры - наличие не только свободной серединыкомнаты, но и свободного угла.

Водящий, он же«Хромая лиса» выбирается как в пятнашках. УХромой лисы должна быть своя «нора», для которой используется свободный угол. Всеигроки бегают по комнате на двух ногах, а Хромая лиса должна догонять их, скача на одной. Вначале игры лиса находится в своей норе, а остальные игроки стараются её оттуда выманить. Для этого они лают, изображаяохотничьих собак, дразнят её:«Хромая лиса, Хромая лиса!». Вобщем, веселятся, как могут. При удобном случаеХромая лиса выскакивает из своей норы, и скача на одной ноге, старается догнать кого- нибудь.


Данная игра проводится мною с детьми старшего возраста т.к необходимым условием является передвижение лисы на одной ноге. А для младших детей прыжки на одной ноге, без права смены ног, в течении нескольких минут являются трудными из- за возрастных физических возможностей. В том случае, если ребёнок скакал, скакал и всё безрезультатно, он имеет право зайти в свою нору и передохнуть. А при выходе сменить «скакательную» ногу.

В этой игре для удачной охоты нужно хорошее чувство равновесия, поэтому большего успеха в ней добиваются девочки, особенно которые могут немножко схитрить и проявить выдержку.

ИГРА «К Р А С К И»

Играющие выбирают хозяина и двухпокупателей. Остальные игроки: «Краски». Каждая краска придумывает себе цвет и потихоньку называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей, который стучит:

-Тук, тук!

- Кто там?

- Покупатель.

- Зачем пришёл?

- За краской.

- За какой?

- За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси, да назад принеси!». Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают все краски. Выигрывает тот покупатель, который набрал больше красок.

Правило игры.

    Хозяином становится тот, у кого больше красок.

    Покупатель не должен дважды называть какой- либо цвет краски, иначе он уступает очередь другому покупателю.

ИГРА «ПУСТОЕ МЕСТО»


После того, как дети овладели вышеперечисленными играми я стала знакомить их с играми большей подвижности, и началас игры«Пустое место».

Игра хороша тем, что в ней нет выигравших и проигравших и закончить её можно в любой момент, а также тем, что играют в нёе в любое время года.

Вначале считаемся. Все, кто вышли, становятся в круг и берутся за руки. Водящий идёт не торопясь снаружи круга. Обходя несколько раз круг, он неожиданно хлопает кого- то по плечу и тот час бросается бежать вперёд. Вызванный, отцепляется от соседей и старается побыстрее обежать круг навстречу водящему.

Где -то на противоположной стороне круга они встречаются, про-бегают мимо друг друга и несутся дальше, стремясь первым занять пустое место. Кто первым успел занять это место и взяться за руки с соседями, тот остаётся в круге, а опоздавший начинает водить.

Несмотря на то, что игра простая, правила есть и здесь:

1) Водящий не может начинать бег прежде, чем он дотронулся до кого- то и вызвал его сбегать наперегонки. До этого он должен ходить.

2) Обоим бегущим нельзя задевать круг или дотрагиваться до стоящих в круге, пока кто-нибудь из них не добежит до пустого места.

3) Чтобы при встрече не столкнуться, бегущие обегают друг друга справа.

Изредка бывает, что оба игрока прибегут одновременно. В этом случае они должны продолжить бег от пустого места в ту же сторону.

Когда стоишь в круге, самый напряжённый момент- когда водящий проходит за твоей спиной. Тут уж надо быть начеку. Ведь если он хлопнет тебя, то в тот же миг побежит. Поэтому и тебе надо быть наготове, чтобы мгновенно сорваться с места.

ИГРА «КОШКИ- МЫШКИ»


Старинная русская игра«Кошки- мышки» была настолько известной, что её названия вошло в поговорку «Играть вкошки- мышки», что значит: хитрить друг с другом, притворно поддаваться, лукавить.

С помощью считалок выбираем главных героев- кошку и мышку, ко-торые разговаривают между собой:

- Кисонька, где была? (котик, где был?)

- На мельнице.

Что делала?

Муку молола.

Что вымолола?

Грошик.

Что купила?

Калачик.

С кем съела?

Одна.

Догони меня!

Все вышедшие ранее игроки становятся в круг. Берутся за руки, образуя ворота. Обычно эти ворота закрыты, т.е руки опущены. Мышка залезает внутрь круга, а кошка остаётся снаружи. Теперь кошка должна поймать мышку. Но прежде чем поймать её, кошка должна попасть внутрь круга, а это не просто. Потому что основная задача игроков, образующих круг- оберегать мышку от кошки.

Кошке разрешается прорывать цепь игроков, подныривать под сцепленные руки или перепрыгивать через них. Дети стараются же не пускать кошку к мышке, заботясь о том, чтобы ворота перед нею всегда были закрыты.

Правила игры:

    Кошка может поймать мышку, как в круге, так и за кругом.

    Играющий открывает ворота, только для мышки.

    Играющие не должны задерживать кошку,

бегущую под воротами.

В качестве усложнения игры я предлагала детям медленно двигаться по кругу с опущенными руками.

ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»


Ещё одна игра, название которой вошло в поговорку- «Третий лишний». Так говорят, например, когда двое разговаривают по секрету, а кто-то подходит и мешает, емучастенько говорят:« Третий лишний!». Это одна из самых весёлых и оживлённых игр. Играть можно в неё везде, где есть ровное место. Игроков должно быть чётное количество.Вначале выбирается«третий лишний» и«догоняла». Осталь-ные игроки образуют круг из стоящих попарно, друг за другом,игроков. Получается как бы два круга, внутренний и внешний.Догоняльщик становится внутри круга, а третий лишнийостаётся снаружи. Игра начинается, когдатретий лишний , встанет за какой –нибудь парой в виде добавки. А суть игрысостоит в том, чтодогоняла должен догнать и запятнатьтретьего лишнего . Поэтому он выбегает из середины круга к лишнему, а тот немедля срывается со своего места и несётсявокруг круга.Догоняльщик за ним… игра эта очень живая и держит в напряжении всех игроков. Это и понятно, потому что каждую секунду любой из детей может оказаться в роли лишнего или догонялы. Бежать можно в любую сторону.

Правила игры:

1) Никому нельзя бегать внутри круга.

2) Догоняла может пятнать нового третьего лишнего, даже если тот, не успел тронуться с места.

3) Обоим бегунам нельзя задевать, а тем более толкать стоящих в круге игроков.

Когда детей в группе немного или количество нечётное, игру можно трансформировать во«второй лишний».

ИГРА «З М Е Й К А»


И ещё одна игра«Змейка». Эта весёлая и забавная игра, совсем непохожая на другие игры. Она годится для всех: и для больших, и для маленьких, и для мальчиков, и для девочек.

Правила здесь очень простые, главное- нужно уметь интересно водить змейку. Да и то это нужно только тому, кто водит. А остальные, как прицепятся к змейке, так и научатся. Играть в неё нужно на ровной площадке, желательно на траве. Игра на твёрдой поверхности (асфальт) может привести к травматизму. Желательно, чтобы возраст играющих был примерно одинаков. Чем больше игроков, тем веселее проходит игра.

Теперь о самой игре.

Все становятся друг за другом и каждый даёт одну руку, правую, переднему, а левую, заднему игроку. Но встать надо одинаково, так, чтобы все были лицом в одну сторону. Образуется длинная вереница ребят. В голову змейки стано-вится ребёнок, из тех кто посильнее, так как ему придётся тащить за собой всю змейку. Держаться за руки надо покрепче.Вожак спрашивает:«Готовы?» - «Готовы!» - отвечают ему.«Ну, держитесь!» - Говорит вожак и начинает бежать вперёд, увлекая.

На бегу он заворачивает то, в одну, то в другую сторону, то бежит зигзагом, в общем, крутит змейку как хочет.

Проделывая всякие замысловатые фигуры и переплетения созмейкой, вожак не должен забывать о том, что в конце концов ему же и придётся их расплетать. Младшие дети в эту игру у нас играют шагом, а старшие с элементами бега, так как для них основная цель игры- укоротить цепочку. Т.е. так быстро бегать и неожиданно менять направления, чтобы где-нибудь вконце змейки игроки не смогли удержаться на поворотах и отрывались.

Цель других игроков прямо противоположна цели вожака и состоит в том, чтобы удержаться в змейке до конца игры.

Самое безопасное место в змейке –это в её голове, поближе к вожаку, потому что отрывается обычно хвост. Кстати говоря, в прошлом веке на Севере России эта игра называлась по-другому: «Растеряхи». Не правда ли очень меткое название?


смотрите ниже …..

И Т О Г:

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого- умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обыч-ным, скучным и надоевшим.

Педагогу следует помнить, что главная его задача- научить детей играть активно и самостоятельно.

Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Анализируя проведённую мною работу по изучению и проведению русских народных игр в старшей группе, я обнаружила, что почти у 40% старших дошкольников уровень развития двигательных способностей ниже среднего.

Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, является одной из причин ухудшения здоровья.

Вместе с тем, необходимо отметить что в процессе игр дети стали дружнее и честнее между собой, в противном случае, игра теряет всякий смысл. Добрее к своим товарищам. Дети поняли, чем больше они помогают друг другу, тем каждый из них становится сильнее. Игра научила их быть справедливее и великодушнее по отношению к новичкам, помня о том, что и они сами недавно были такими, не быть злопамятными к тому, из- за кого проиграли. Беречь друг друга во время игры, особенно девочек. Хотя они играют наравне, но всё- таки они слабее мальчиков. Воспитанники стали более выдержаннее и терпеливее. Это заметно, например, когда ребёнку приходится долго водить. А в случае увиливания его могут посчитать слабым или трусом. Или когда им делают справедливые замечания, они прислушиваются и «мотают на ус». Освоение русских народных игр, как игр с правилами, послужило формированию предпосылок к учебной деятельности. В них ребята стали сознательно подчиняться правилам, и обращать внимание не только на результат, но на способы его достижения.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспита-тельными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

С Ч И Т А Л К И (Приложение)

** 1 **

Мы делили апельсин.

Много нас, а он- один.

Эта долька для ежа,

Эта долька для чижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для грача,

А вот эта для сыча.

Сколько долек насчитали?

Насчитали целых шесть

И одна в запасе есть.

Вот полдольки для осла,

И полдольки для бобра.

А для волка- кожура.

Он сердит на нас- беда,

Разбегайся кто куда!

** 3 **

Высоко- превысоко

Бросил я свой мяч легко:

Выше дома, выше крыши,

Облаков высоких выше,

Но- упал мой мяч с небес,

Закатился в тёмный лес…

Раз два- три-четыре- пять,

Я иду его искать!

** 5 **

На пригорке теремок,

На дверях висит замок,

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

** 7 **

За морями, за горами,

За железными столбами

Жили- были сто ребят,

Все ходили в детский сад.

Все садились за обед,

Все съедали сто котлет,

А потом ложились спать,

** 9 **

Раз, два, три, четыре, пять-

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

** 11 **

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз- росой она умылась,

Два- изящно покружилась,

Три- нагнулась и присела,

А четыре- улетела.

** 13 **

Раз- два, раз- два,

Вот береза, вот трава,

Вот полянка, вот лужок-

Выходи- ка ты, дружок!

** 15 **

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком,

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит- это он,

Выходи скорее вон!

** 17 **

Мчалась речка через скалы

И попутчицу искала.

А у лужи дело хуже,

Луже некуда бежать,

Вот кто будет нас искать!

** 19 **

- Раз, два, три, четыре!

Жили мыши на квартире;

Чай пили,

Чашки били

По три денежки платили!

Кто не хочет платить-

Тому и водить!

** 21 **

- Тили- тели, Тили- тели,

На лавочке сидели-

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной;

А ты кто такой?

** 23 **

- Аты- баты

Шли солдаты,

Аты- баты

На базар.

Аты- баты

Что купили?

Аты- баты

Самовар.

** 25 **

- Тара- бара,

Домой пора-

Ребят кормить,

Телят поить,

Коров доить.

Тебе водить!

** 27 **

Начинается считалка:

На дубу-

Скворец и галка.

Улетел домой скворец.

И считалочке- конец.

** 29 **

Я пойду куплю дуду.

Я на улицу пойду.

Громче, дудочка, дуди,

Мы играем, ты води!

** 31 **

Шли бараны

По дороге,

Промочили в луже

Ноги.

Стали ноги вытирать:

Кто платочком,

Кто тряпицей,

Кто дырявой рукавицей.

** 33 **

Пчёлы в поле полетели,

Зажужжали и запели,


** 2 **

Вышла мышка как-то раз

Посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре,

Мыши дёрнули за гири.

Вдруг раздался сильный звон,

Выходи из круга вон!

** 4 **

Раз, два, три, четыре.

Кто живёт у нас в квартире?

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щенок, сверчок и я-

Вот и вся моя семья.

Раз, два, три, четыре, пять,

** 6 **

Эни- бени, ешь пельмени,

Эни- бени, не хочу,

Эни- бени, читай книгу,

Эни- бени, спать хочу!

** 8 **

Бабе жалко, деду жалко:

Где ты старая считалка?

Не грустите, деда с бабой,

На считалки мы не слабы,

На считалки снова мода,

Выходи, который вода

** 10 **

Эй, Ванюша, посмотри-

Мы пускаем пузыри:

Красный, синий, голубой,

Выбирай себе любой!

** 12 **

Мы по лесенке бежали

И ступенечки считали:

Раз, два, три, три, четыре,

Умножаем на четыре,

Делим, делим на четыре-

Получается четыре.

** 14 **

Ягодка малиновка,

Медок, сахарок,

Поди вон, королёк!

Там тебе место-

В кислое тесто.

** 16 **

В небе паровоз летает,

В море плавает вагон,

Волк по воздуху шагает,

Кто не верит- выйди вон!

** 18 **

Воробьи, вороны, своы,

Волки, львы, волы, коровы.

Кто сумеет повторить?

Не сумел- тебе водить!

** 20 **

Мы со звуком «Р» играем,

Слово к слову подбираем:

Рак, гора, нора. Лимон…

- Выходи из круга вон!

** 22 **

Ходит свинка

По бору,

Рвёт траву- мураву.

Она рвёт

И берёт

И в корзиночку кладёт

Этот выйдет,

Вон пойдёт!

** 24 **

Мухо- мухо- мухомор,

Уходи в дремучий бор.

И сиди там на поляночке,

Где живут одни поганки.

** 26 **

Катился горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

** 28 **

Ахи, ахи, ахи, ох,

Маша сеяла горох,

Уродился он пустой,

Мы помчимся, ты постой!

** 30 **

Раз, два, три, четыре, пять,

Негде зайчику скакать:

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами – щёлк, щёлк!

А мы спрячемся в кусты,

Прячься, заинька, и ты.

Ты, волчище, погоди,

Как попрячемся- иди!

** 32 **

Начинается считалка:

Раз, два, три, четыре, пять,

На берёзе сидит галка.

Чур! Ребята, не кричать.

Сидят галка и галчата,-

И сорока, и скворец.

Все попрятались, ребята.

И считалочке конец.

** 34 **

Над горою солнце встало,

С неба яблоко упало,

По лазоревым лугам

Покатилось прямо к нам!

Покатилось, покатилось,

В речку с мостика свалилось.

Кто увидел- не дремли,

Это старшая группа д/с № 1

п. Горячий Пляж в р/ посёлке

Южно- Курильск Сахалинской обл.

Отчет

О проделанной работе

по физической культуре

По теме:

« Ознакомление с окружающим миром в процессе знакомства детей с подвижными играми народов России ».

Подготовила воспитатель по ФИЗО

Лопатина А.Ю.

ГБОУ лицей №1586 д/п 640

2014

Цель: познавать окружающий мир через вовлечение детей в подвижные игры разных народов России, прививать чувство патриотизма, любви к Родине.

От детей часто можно слышать такие вопросы: Что такое спорт, что такое спортивные игры, какими видами спорта можно заниматься? И тогда, чтобы объяснить более доходчиво согласно уровню детского восприятия, необходимо рассказать, как начиналась такая важная часть современной жизни, как спорт. Одни виды спорта зарождались как военные игры, другие - как просто увлекательные игры, третьи – помогали совершенствовать навыки, необходимые для развития различных жизненно необходимых ремесел и профессий.

Игры и занятия, направленные на развитие навыков ведения военных действий и обороны прослеживались в народных играх и специальных занятиях для развития таких навыков. Все подчинялось одной цели – быть быстрее, выше, сильнее. Быстрее – бегать, плавать и скакать на лошади. Выше – это преодоление препятствий, сильнее - это побеждать в борьбе и единоборствах. А еще надо было метко стрелять из лука и метать копья для того, чтобы добыть себе пропитание, то есть умело охотиться и ловить рыбу.

Необходимо также объяснить, что в зависимости от географического положения и климатических условий спортивные игры и прикладные виды спорта развивались по-разному. Народы севера ханты, манты, якуты, эвенки и др. с самого детства учились метко стрелять из лука, метать копье и гарпун при рыбной ловле, набрасывать веревочную петлю на рога оленей и других животных. Так появились современные виды спорта – «Метание копья», «Стрельба из лука», гонки на байдарках и каноэ и др. Народы, населяющие горные массивы, равнины, степи и пустыни также искусно метали копья и дротики, стреляли из лука, прекрасно сидели в седле на лошадях и на протяжении всей своей истории применяли эти умения в захватнических и освободительных войнах. Многие степные народы развивали такие игры, которые способствовали развитию конного спорта. В степи проходили соревнования на лошадях, когда две команды старались как можно быстрее доставить большой кожаный мешок, набитый шерстью, до цели (ворота). Так возник конный спорт.

И все без исключения игры развивали скорость, координацию движений, реакцию и, само собой разумеется, мышление и сообразительность. Кто быстрее думает, тот быстрее действует.

Многие охотники и воины народов Монголии, Бурятии, Киргизии, Казахстана, Алтая умели на полном скаку запустить стрелу вверх, а второй стрелой сбить ее налету. Другие пешком и на лошадях умело загоняли оленей, антилоп и волков. И, конечно же, у всех почти народов были игры с мячом. Мяч в те времена заменяли клубки из шерсти и конских волос. Ханты, якуты, буряты метали такие клубки в цель и на дальность.

У народов, проживающих в менее суровых климатических условиях, появились настоящие спортивные игры мячом – шаром из шерсти. Называются они, конечно, по-разному, но правила и суть игры сводятся к противоборству двух команд путем выбивания игроков мячом. Эти игры в том или ином виде дошли и до наших дней.

Наряду с современными видами спорта (биатлон, волейбол, гимнастика и т.д.) сохранились и такие, происхождение и становление которых уходит далеко в прошлое. Это почти все виды легкой атлетики (метание диска, копья, марафон, другие дистанции бега, прыжки в длину и в высоту), греко-римская классическая борьба, кулачный бой (бокс), в том числе и наши русский городки. Городки, придуманные русичами как забава в середине Х века, стали настолько популярными, что в наше время получили статус международной игры.

Сейчас можно говорить, что все народы Земли внесли свой самобытный вклад в развитие мирового спорта. Аборигены Австралии и папуасы Новой Гвинеи показали миру искусное метание бумеранга, англичане – футбол, канадцы – хоккей на льду, японцы – каратэ и дзюдо, русские – городки и самбо, арабы – шахматы, греки – Олимпийские Игры.

Наша Родина - великая страна Россия. В ней свыше тысячи городов, множество сел, деревень, проживают люди разных национальностей - русские, татары, башкиры, марийцы, дагестанцы, якуты и многие другие. Некоторые живут, где очень холодно, некоторые – где очень жарко, а некоторые - высоко в горах. Все дети, где бы они не проживали, любят играть, у каждого народа есть свои игры, свои традиции и обычаи. Сегодня мы стараемся познакомить детей с подвижными играми разных народов, которые передаются из поколения в поколение.

Мы все знаем, что движение - главное проявление жизни ребёнка, а также, движения являются для ребёнка важнейшим источником получения представлений и сведений об окружающей действительности. На физкультурных занятиях мы познакомили детей с некоторыми национальными играми России.

Биляша - марийская игра.

На площадке чертят две линии (на расстоянии 4м). Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший хватает кого-нибудь из соперников за руку и старается перетянуть его через линию. Если ему это удается, он ставит пленника за свою линию, позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Потом игрока - нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается, когда одна команда перетянет всех игроков другой команды. Перетягивать можно только одной рукой.

Ненецкая игра

Прыжки через нарты (ненецкая игра) - в ряд ставится 5-6 санок (или любое другое препятствие) параллельно друг другу на расстоянии 40-50см. играющие поочерёдно прыгают через них на двух ногах, мягко приземляясь; во время прыжка нельзя задевать препятствие.

Долганская игра

Олени и оленевод - дети-олени находятся в разных местах площадки-тундры. Назначенный воспитателем оленевод берёт скакалку-маут. После сигнала воспитателя «лови» все разбегаются по площадке, а оленевод старается накинуть маут на оленя. Пойманный на время отходит в сторону. Игра заканчивается, когда оленевод поймает 3-4 оленя. Затем выбирается новый оленевод. Правила игры- надевать маут можно только на туловище оленя, не затягивая его.

«Волк и ягнята» (Бурятия)

Один игрок - волк, другой - овца, остальные - ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает:

Что ты здесь делаешь?

Вас жду.

А зачем нас ждешь?

Чтобы всех вас съесть!

С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.

Правила игры. Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать Повороты в сторону, следуя за движениями овцы. .. Волку нельзя отталкивать овцу.

Башкирская народная игра

Стрелок (Уксы )

Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок - стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом.

Тот, в кого попал, становится стрелком.

Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не

считается попаданием.

Дагестанские народные подвижные игры

Бег к реке (Татавулгъа багъып чабыв: Г/орухъе рекери)

На расстоянии 10-15 м от реки чертится линия, вдоль которой выстраиваются играющие. По сигналу водящего игроки бегут к реке, достают со дна ее камень и, бегом возвращаясь назад, отдают камень

водящему. Водящий определяет первые три места. Игра продолжается.

Правила игры: Водящий может удлинять или сокращать дистанцию, давать

различные задания.

Выбей из круга (Дёгерекден чыгъар. Горалдаса борч/изабе)

Чертят круг диаметром 30 см. На расстоянии 3-4 м от него проводят линию. Играют пять-шесть детей. У каждого игрока имеется плоский камень диаметром 5 см и двадцать маленьких камешков (или косточек). Каждый игрок кладет в круг определенное количество камешков (от двух до пяти - по договору играющих). С помощью считалки определяют, кому начинать игру. Тот, кого выбрали, бросает свой плоский камень в круг, стараясь попасть вкучу маленьких камешков. В случае промаха камень остается лежать на месте. Если никто не попадет в круг, то тот игрок, чей камень находится

ближе к кругу, должен разбить кучу камешков, бросив в круг свой плоский камень с того места, где он лежит. За ним бросает следующий, у кого лежит камень ближе к кругу. Итак, каждый бросает свой плоский камень в круг до тех пор, пока не будут выбиты все камешки. Выигрывает тот, кто выбьет из круга наибольшее количество камешков. Правила игры. Бросать камень надо только от линии или от того места, куда он упал. Если у двоих игроков камень упадет на одинаковом расстоянии от круга, игру начинают заново.

Калмыцкие народные подвижные игры

Сбей альчик

Поставьте на пол альчик (альчик может быть заменен на теннисный мяч) и по обе стороны от него сделайте по пять отметок, расстояние между ними 1 метр. Станьте друг против друга, каждый у своей стартовой отметки постарайтесь сбить своим альчиком (битой) альчик. Но сначала конанием

определите очередность хода. Тот, кто собьет альчик, очередной ход делаете той отметины, где стоял сбитый альчик. Выигрывает тот, кто первым собьет центральный альчик.

Метание альчиков в короб

Плоский ящик, имеющий 16 отделений, устанавливается на наклонной площадке. Внутри каждого отделения написано число, обозначающее количество очков. Играющие становятся на расстоянии 3-5 м и, получив одинаковое количество альчиков (от 5 до 10), стараются забросить их в то или иное отделение. Выигрывает тот, кто к концу игры наберет больше очков.

Скользящая цель

В 3-4 метрах от прочерченной на полу линии напротив каждого игрока ставится стул или гимнастическая скамейка с гладкой поверхностью. У каждого играющего по пять мешочков с песком (100-150 г.). Задача игрока – бросить мешочек на стоящую перед ним гимнастическую скамейку так,

чтобы он не соскользнул с поверхности. У кого останется на поверхности скамейки большее количество мешочков, тот и выиграл.

Карельские народные подвижные игры

Мяч

Играющие делятся на две команды. Игроки одной команды рисуют для себя на площадке крепость - квадрат, каждая сторона которого равна пяти шагам. Игроки другой команды находятся в поле. Они подходят к крепости не ближе чем на пять шагов. У одного из нападающих в руках мяч. Он бросает его в защитников крепости. Тот, в кого попали, поднимает мячик и бросает его в наступающих, а те, в свою очередь, снова бросают мячик в защитников крепости. Промахнувшийся выбывает из игры. Правила игры. Наступающие бросают мяч с определенного расстояния, не ближе. Они могут увертываться от мяча защитников только в пределахполя, а защитники - в пределах крепости.

Осетинские народные подвижные игры

Гаккарис

По кругу на расстоянии 40-50 см друг от друга роют небольшие ямки или чертят круги. Игроки приседают в них на корточки. Водящий, прыгая на одной ноге, старается столкнуть кого-нибудь из игроков с места. Игрок считается сбитым, если хотя бы одна его нога сместилась и ступня оказалась

за чертой круга. Игра продолжается по договоренности играющих.

Правила игры. Игрокам разрешается время от времени касаться руками пола. Водящий не должен ударять ногой сидящего, а слегка только подталкивать его. Сидящим не разрешается поддерживать друг друга, вскакивать, поворачиваться лицом к водящему. По договоренности можно разрешить водящему менять ногу, на которой он прыгает.

Чепена

Игроки стоят по кругу. Считалкой выбирается чепена. Он становится в круг и начинает игру словами: Левой ногой, чепена. Подпрыгивает на левой ноге влево. Гой, гой, чепена. Отзываются дети и повторяют движения водящего. Правой ногой, чепена. Подпрыгивает вправо на правой ноге. Гой,

гой, чепена. Дети повторяют то же. Пойдем вперед, чепена. Идет вперед, подняв вверх руки. Гой, гой, чепена. Дети идут мелкими шагами вперед, подняв вверх руки. Пойдем назад, чепена. Мелкими шагами идет назад с опущенными руками. Гой, гой, чепена. Дети повторяют то же. Все мы

спляшем, чепена. Начинается танец. Кругом, кругом, чепена! Дети начинают круговой танец под осетинскую музыку. Игра проводится в сопровождении любой народной мелодии, от которой зависит темп игры. В качестве атрибутов используются элементы осетинского национального костюма.

Правила игры. Движения выполняются в соответствии с текстом.

Подвижные игры народов Сибири и Дальнего Востока

Нарты-сани

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1 м. Нарты-сани имеют длину 1 м, ширину 30-40 см, высоту 20 см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты.

Правила игры. Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!».

Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.

Тройной прыжок

Проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Русские народные подвижные игры

К своим флажкам

Играющие делятся на 4 команды и становятся в кружки. В центре каждого – игрок с цветным флажком в поднятой руке. Все остальные по сигналу разбегаются по площадке, становятся лицом к стене и закрывают глаза. В это время игроки с флажками тихо и быстро меняются местами. По сигналу «К своим флажкам!», дети открывают глаза, ищут свои флажки, быстро бегут к ним и вновь образуют кружки. Побеждает команда, сделавшая это быстрее.

Два мороза

На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. Они обращаются к играющим со словами: Мы два брата молодые, Два Мороза удалые: Я – Мороз Красный Нос, Я – Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься? Ребята хором отвечают: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз. И начинают перебегать из одного «города» в другой. Морозы их ловят. Тот, кого им удаётся поймать,

считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен, раскинув руки, преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженным окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается. Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.

У медведя во бору

Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку: У медведя во бору, Грибы, ягоды беру! Медведь постыл, На печи застыл! Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем. Правила игры. Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

Городки

На земле чертят два города и на некотором расстоянии, которое определяется по договоренности, отмечают чертой место, с которого играющие будут метать биту. В каждом городе ставят городки - рюхи. Играющие делятся на две команды, равные по силе и ловкости. В каждой команде есть свой ведущий. Начинает игру та команда, которая это право получила по жребию. Игроки одной из команд выбивают городки из города противника. Пока не разожжен город, т. е. не выбито из него ни одной рюхи, бьют с кона; когда же разожгут город, то получают право бить с полукона, т. е. ближе к расположению фигур. По условию бьют по очереди: сначала игроки одной команды, а затем другой. Цель игры - выбить из города противника все рюхи. Складываются рюхи так:

Плашмя, одна рюха около другой.

Плашмя, одна рюха стоит.

Рюхи лежат боковой поверхностью вперед.

Рюхи стоят в два ряда.

По одной.

Парами.

Фигура «Гвоздь».

Фигура «Слон».

Фигура «Ворота».

Фигура «Поезд».

Фигура «Колотушка».

Фигура «Фонарь».

Фигура «Бутылка».

Фигура «Колодец».

Игра кончается, когда из города выбиты все рюхи. Проигрывает та команда, которая не успела выбить все городки. Правила игры. Каждый играющий бьет только один раз. Если первый игрок выбил рюху, то все остальные бьют с полукона. Если бита при отбивании рюх не выкатилась из города, то остается там, пока не будет выбита другим игроком этой же команды вместе

с рюхами. По окончании игры команды меняются городами. Рюха считается выбитой, если она лежит за чертой города. Каждая команда имеет по две биты. Рюхи ставят у передней черты города или на ней на равном расстоянии от боковых сторон.

«Волк во рву»

На площадке чертятся две параллельные линии (ров) шириной 55-60 см. Играющие - козочки - находятся на одной стороне рва, а во рву 2-3 водящих (волки). По сигналу «козочки» прыгают через ров, а «волки» стараются осалить прыгающих. Осаленные «козочки» выходят из игры. Когда число непойманных «козочек» сравняется с числом «волков», игра заканчивается.

Татарские народные подвижные игры

Скок-перескок (Кучтем-куч)

На земле чертят большой круг диаметром 15-25 м, внутри него – маленькие кружки диаметром 30-35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга. Водящий говорит:«Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на

одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Правила игры. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

Удмуртские народные подвижные игры

Догонялки (Тябыкен шудон)

Играющие стоят в кругу. Один из них произносит считалку: Пять бород, шесть бород, Седьмой - дед с бородой. Тот, кто выходит, догоняет игроков, которые разбегаются в разные стороны. Коснувшись рукой одного из игроков, ловишка говорит слово «Тябык». Пойманный выходит из игры. Правила игры. Когда осалены три-четыре игрока, все снова собираются в круг и считалкой выбирают нового водящего. Стой! («Сыл!») Играть в нее можно летом на большой открытой площадке или в зале.

Играют и мальчики, и девочки (чаще всего подросткового возраста), обычноот 4 до 30 человек Специальных организаторов для игры не требуется.

Описание. Все участники, кроме водящего, образуют круг, а водящий становится в середину. В руках игроков – мяч, который они перебрасывают друг другу через круг, мимо водящего. Водящий же старается поймать его или хотя бы коснуться рукой. Если это ему удается, то водящим становится

тот, от кого летел задетый или пойманный мяч, прежний же водящий встает в круг. Если мяч упадет, то все игроки разбегаются разные стороны, а водящий бежит за мячом. Подняв его, кричит: «Стой!» Тогда все играющие замирают на том месте, где застал их возглас, а водящий, тоже не сходя с места,бросает мяч в любого из игроков. Если попадет, то запятнанный становится новым водящим; если же промахнется, то с водит.

Правила. 1. При перебрасывании мяча по кругу он не должен лететь

выше поднятых рук водящего. 2. Игроки могут перекатывать мяч по полу. 3.

Никому не разрешается бегать с мячом.

Чувашские народные подвижные игры

Хищник в море (Сёткан кайак тинэсрэ)

В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные - рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2-3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит

по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.

Правила игры. Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок,

выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть

постоянно натянута.

Хвост змеи (« Çĕлен хÿри»)

В этой игре участвовало не меньше 10 ребят. Дети должны встать в ряд и держать друг друга за плечи. Самый первый – «Голова», последний – «Хвост». «Голова» должна поймать свой «хвост», а «хвост» не должен попадаться, при этом все остальные дети не должны «разорвать змею». Эта игра развивает ловкость рук, внимательность, координацию движений.

Якутские народные подвижные игры

Ястреб и утки (Кырбый уонна кустар)

На земле в противоположных концах площадки очерчиваются два озера, на которых плавают утки (шилохвосты, чирки, нырки). Расстояние между озерами определяется самими играющими. Ястребы (один, два и более - в зависимости от количества играющих) выбираются или назначаются детьми.Им определяется место между озерами, но не по прямой между ними, чтобы поле оставалось свободное для перелета. Играющие разделяются на три группы уток: шилохвосты, чирки и нырки, но так, чтобы в каждой группе было примерно равное количество. На одном озере располагается однагруппа (скажем, шилохвосты), на другом - две группы (чирки и нырки). По сигналу начинается перелет уток с одного озера на другое, причем перелет начинается с озера, где находятся две группы, например, сначала чирки перелетают к шилохвостам, затем шилохвосты перелетают к ныркам, а потом перелетают нырки, так чтобы на одном озере находилось одновременно не более двух групп. Во время перелета ястребы пятнают уток. Игра сопровождается куплетами стихов (дразнилками) для

ястребов и уток, например: Чирки: Я чирушка-свистунок, Голосок мой как звонок, Нет, бедняжка ястребок, - Не поймать меня, дружок! Ястреб: Нет, поймаю я тебя, Не надейся на себя. Шилохвосты: Я - известный шилохвост. Сила есть и большой рост. А бедняжки ястребка. Не страшусь я никогда.

Ястреб: Поймаю, проглочу, Проглочу, поймаю! Нырки: Быстро летающую нырку-утку тебе не поймать, тебе не поймать. Ястреб: Поймаю, поймаю. Проглочу, проглочу! Правила игры. Определившиеся в одну из групп утки не могут менять свое название. Пойманные ястребами утки временно выбывают из игры. Ястреб не ловит уток на озере.